Oculus Rift и HTC Vive: какой шлем виртуальной реальности выбрать
Сооснователь клуба виртуальной реальности Virtuality Club Максим Чижов и директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин подготовили для vc.ru детальное сравнение двух самых популярных компьютерных шлемов виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive.
Сходство
По многим техническим параметрам устройства почти идентичны. HTC Vive и Oculus Rift используют высококачественные OLED-дисплеи — 1080 на 1200 пикселей (отдельные для каждого глаза). Дисплеи устройств обладают одинаковой частотой обновления (90 Гц) и быстрым откликом. В оба шлема встроены системы, которые отслеживают изменение положения головы.
Дотошные пользователи могут разглядеть так называемый эффект москитной сетки на экранах каждого из устройств. Он появляется из-за особенностей конструкции всех современных экранов.
Оба устройства поддерживают гибкую настройку конструкционных элементов шлема. Углы обзора HTC Vive и Oculus Rift также одинаковы — 110°.
Есть небольшое различие в технологиях изготовления линз. Пользователи Oculus Rift отмечали «эффект сумеречных лучей» — это явление встречается в природе, когда солнце пробивается через тучи. Из-за них появляется небольшое свечение отдельных пикселей на темном фоне экрана. Оба устройства обеспечивают достаточную для современных развлечений техническую базу.
Удобство использования
Здесь Oculus Rift, по нашему мнению, выигрывает: у нас не возникало желания снять их шлем через несколько часов активного использования. HTC Vive явно проигрывает по комфорту. Oculus на 80 граммов легче Vive, но дело даже не в этом. Инженеры смогли равномерно распределить вес основных элементов шлема при помощи системы специальных креплений. Шлем Oculus Rift очень удобно сидит на голове. Все нужные крепления выполнены из удобного, легкого, но прочного материала, достаточно эластичного для комфортного использования. Надевать и снимать Oculus Rift очень удобно — почти как обычную бейсболку.
Конструкция HTC Vive выполнена по совершенно другой технологии. Крепления слишком прочно держат устройство и совершенно не растягиваются — шлем приходится натягивать, словно горнолыжные очки. Vive, несмотря на слой мягкого материала в подкладке, сильно давит на лицо пользователя и оставляет на коже заметные красные пятна. Надеемся, что в будущем эти недостатки будут исправлены. В устройстве HTC крайне неудачная система циркуляции воздуха: вскоре после начала эксплуатации лицо начинает сильно потеть.
Наушники Oculus Rift крепятся на специальные ножки, которые могут свободно менять положение на голове пользователя. Кабель их подключения аккуратно прижат к боковому элементу конструкции шлема. Наушники HTC Vive постоянно вылетают из ушей, а их длинный и неудобный провод свисает с головы. Говоря о проводах, сложно не заметить явное превосходство Oculus: все кабели устройства аккуратно собраны в один, и он проходит по корпусу устройства, над левым ухом пользователя. Элементы подключения Vive так и норовят попасться под ноги, а это небезопасно.
Цифровой контент
Здесь, несмотря на наличие весьма интересных тайтлов у Oculus Rift, явно лидирует Vive. У HTC в рукавах главный и серьезный козырь — платформа SteamVR. Сетевые возможности Oculus Rift явно ограничены. Большинство игр Rift не рассчитаны на мультиплеерные баталии. HTC Vive позволяет пользователям проводить время вместе — участвовать в беседах, играх и совместных мероприятиях. В Oculus Rift такие возможности сильно ограничены.
HTC Vive позволяет в любой момент вывести на экран интерфейс Windows. Скоро будет доступна полноценная синхронизация со смартфоном или другим мобильным устройством: отправка сообщений, звонки, просмотр контактов и заметок. Oculus Rift таких возможностей не предоставляет. Помимо этого, SteamVR поддерживает многие интересные пользователю функции: изменение внешнего вида виртуального рабочего стола, скачивание цифрового контента прямо во время игры и систему чатов.
В шлем Vive встроена камера, которая в случае необходимости транслирует на экран изображение реального мира. Неплохое решение для комфортного использования устройства: пользователю не нужно будет снимать шлем для совершения действий в реальном мире. Разработчики Oculus Rift обещали в скором времени добавить в свое устройство все необходимые для комфортного использования функции: камеру и возможность Bluetooth-соединения. Пока что HTC явно опережает Oculus в плане доступности цифрового контента.
Управление
Главным различием устройств можно смело назвать наличие у HTC Vive двух эргономичных и функциональных контролеров. Эти манипуляторы поддерживают отслеживание перемещения в пространстве. В комплект Oculus Rift входит стандартный геймпад от Xbox one — такой тип манипуляторов явно устарел для виртуальной реальности, но никто не запрещает использовать сторонние контролеры. Во второй половине 2016 года планируется начало продаж официального контролера Oculus Touch. Нет сомнений в том, что по мере развития технологий на рынке виртуальной реальности появится множество манипуляторов от сторонних разработчиков.
Следует учитывать, что многие игры для устройств виртуальной реальности разрабатывались под управление стандартными манипуляторами. Помимо этого, большая часть игр для Oculus Rift подразумевает, что пользователь находится в одном состоянии (например, сидит) —, а приложения HTC Vive требуют от игроков постоянного перемещения в пространстве.
Сфера развлечений в виртуальной реальности подразумевает интуитивно понятное для всех пользователей управление. В этом плане выигрывает манипулятор HTC Vive. В руках игрока он может стать полноценным предметом — оружием, спортивным снарядом или медицинским инструментом. Такого широкая игровая промышленность раньше не видела.
Управление в играх для HTC Vive построено на постоянном изменении положения пользователя: бег, прыжки, использование виртуальных предметов, приседания и так далее. Для комфортного и безопасного использования Vive лучше выделить отдельную игровую комнату.
С выпуском контролера Oculus Touch разработчики смогут добавить отслеживание перемещения рук пользователя. С помощью дополнительной системы сенсоров возможно отслеживать перемещение самого пользователя. Однако это лишь планы. Скорее всего, проект будет представлен публике как отдельное техническое решение, которое расширяет стандартные возможности устройства. Сложно сказать, какое именно устройство выигрывает в плане удобства управления: несмотря на общую тематику, они используют совершенно разные подходы.
Гонка приложений
Многим пользователям может показаться, что Oculus Rift и HTC Vive существуют лишь как вид дополнительного монитора для ПК. Однако это не совсем так: есть проблемы совместимости этих устройств.
Большинство игр и приложений SteamVR корректно работают только с платформой HTC Vive. Конечно, Steam игры будут работать с Oculus Rift, но лишь в обычном 2D-формате. Обратной поддержки игр из магазина Oculus с устройством Vive на данный момент нет. Игры и приложения Vive попросту не запустятся при подключенном Oculus Rift.
Самые популярные тайтлы игр доступны для обоих устройств: это Elite Dangerous, Project Cars, Radial-G, Time Machine VR. В скором времени ожидается портирование эксклюзивных проектов с Oculus Rift на Vive (Eve Valkyrie и Adr1ft).
Некоторые игры все же останутся полноценным эксклюзивами для Oculus Rift: их производство спонсирует сама компания Oculus. Это, например, Lucky’s Tale, Chronos, Into the Dead и Herobound: Spirit Champion. В 2015 году разработчики Oculus анонсировали выпуск более 20 уникальных игровых проектов. Скоро пользователям станут доступны такие игры, как Damaged Core, The Climb, Dragon Front и Rock Band VR.
Почти все уникальные проекты HTC Vive основаны на использовании эксклюзивных технологий устройства. Интуитивное управление и продвинутая система отслеживания перемещений пользователя позволяют разработчикам задействовать уникальные игровые приемы. Поэтому неизвестно, будет ли реализована система обратной совместимости игр от HTC Vive с платформой Oculus Rift.
Таким образом, HTC Vive лидирует в плане совместимости и наличия интересных приложений. Джойстики Vive отлично справляются с всеми задачами игр и приложений для виртуальной реальности. Этим они и обеспечивают HTC победу в данной категории. Ситуация может измениться: ведь технологии потребительской виртуальной реальности только начинают развиваться.
Нужно время
Приобретать Oculus Rift или HTC Vive прямо сейчас мы рекомендуем только истинным фанатам технологий виртуальной реальности: устройства первого поколения нельзя назвать идеальными.
Самый крупный недостаток Oculus Rift — отсутствие системы распознавания движений пользователя. Оно не дает реализовать на этой платформе такие хиты, как Audioshield, Job Simulator, Hover Junkers и Tilt Brush. Спасти ситуацию может лишь появление специального контролера (Oculus Touch).
Vive явно проигрывает в плане эргономики самого шлема: использовать его несколько часов просто невозможно. Многих пользователей может огорчить отсутствие для HTC Vive некоторых эксклюзивных проектов Rift, но такова политика компании Oculus.
В октябре 2016 года выходит главный конкурент обеих платформ — PlayStation VR. Для работы этого устройства необходимо наличие относительно доступной PS4. Полный игровой комплект обойдется пользователям в $850 — в разы дешевле покупки игрового ПК и комплекта Rift или Vive. В набор PlayStation VR будут входить контроллеры для отслеживания перемещения, а разработчики обещают набор уникальных игр. Также от сервиса стоит ожидать качественной службы поддержки пользователей и разработчиков.
Технологии виртуальной реальности только начинают развиваться, поэтому многие перспективные возможности сильно ограничены. Для обычного человека нельзя назвать разумными огромные траты на товар, который только появился на рынке. Даже явный провал продукта можно определить только после долговременного использования.
В начале продаж многие производители гонятся за доступностью и качеством конечного товара. Через некоторое время устройства виртуальной реальности станут намного дешевле. Помимо этого, станут доступнее и ПК для их комфортной работы. По прогнозам специалистов, качественные технологии виртуальной реальности будут доступны даже при работе с мобильными устройствами.
Покупку Oculus Rift или HTC Vive сейчас можно сравнить с приобретением первого iPhone в 2007 году. Конечно, вы сможете получить какой-то набор технологий прямо сейчас —, но возможно, что скоро они безнадежно устареют. С другой стороны, основные функции многих устройств появились именно в начале их развития.
Итоги
Если вы дочитали до этого момента, то вас можно смело назвать настоящим фанатом технологий виртуальной реальности. Если вас не устраивает вариант «просто подождать», то рекомендуем приобретение Vive. Мы пришли к такому выводу, отбросив условия и комфорт и взяв в расчет только сухие технические факты.
Еще один плюс Vive — поддержка стандартных геймерских контроллеров. Никто из HTC не запрещает пользователям развалиться в удобном кресле, сжимая в руках геймпад (даже для эксклюзивных проектов HTC Vive).
Да, скоро Oculus Rift сможет отслеживать перемещение рук пользователя, но мы сравнивали устройства по параметрам, которыми они обладают именно сегодня. К тому же пользователей Oculus Rift ждут дополнительные расходы на покупку джойстика и систему отслеживания перемещения. Предварительная цена этого удовольствия — больше $100.
Если вы хотите написать материал для рубрики «Рынок игр», рассказать о разработке своей игры или кейсе её роста, присылайте материал на games@vc.ru.
В избр.
Ком.
© vc.ru