Обзор The Last of Us Part II. Самая спорная игра года
Прошло 7 лет с момента релиза первой части The Last of Us. Фанаты и поклонники сюжета и жанра в целом ждали (а может и нет) продолжения увлекательной истории о девочке Элли и её «отце» Джоэле.
Казалось бы, Naughty Dog, ведущая студия Sony, тогда всё завершила, и на этом можно было бы поставить жирную точку. Но нет, авторы придумали довольно серьезное продолжение. И перед нами теперь именно не вторая часть игры, а продолжение истории под подзаголовком Part II.
Не всё так просто. Новинка разделила мир на два лагеря: обзорщиков с оценкой 10/10 и простых геймеров с оценками около 3,5/10.
Почему так вышло? Сейчас расскажем.
Всё не так однозначно, и разбираться в этом придётся вам самим. История простая, мораль читается легко, но спорных моментов хоть отбавляй.
Сюжет, которого не ждали
Главное достоинство и недостаток The Last of Us Part II — сюжет. Он хорошо прописан, но сделали его далеко не таким, каким хотели видеть пользователи.
Не буду углубляться в подробности, поскольку сюжетных твистов и поворотов событий в игре хватает. Постараюсь рассказать поверхностно и без спойлеров, что же вышло не так.
Если вы по какой-то причине не играли в первую часть, то лучше пропустите этот фрагмент обзора. Новинка стартует спустя 5 лет финала оригинальной игры, и его необходимо освежить.
‼️Внимание, спойлеры к финалу первой части‼️
Добравшись до пристанища Цикад, Джоэл передал Элли в их руки, как и обещал. Они должны были сделать вакцину от вируса с помощью её иммунитета.
Однако не всё так просто оказалось для бывшего контрабандиста. Чтобы создать лекарство от заражения грибом кордицепсом, 14-летнюю девочку пришлось бы убить. Это необходимая мера, чтобы спасти все человечество. Но Джоэл решил поступить иначе. Он слишком привязался к Элли, она стала ему дочерью, которой он лишился, поэтому не смог позволить врачам лишить её жизни, пускай и во благо рода.
Он убил главного хирурга-вирусолога и сбежал вместе с девушкой, от которой решил сохранить эту информацию в секрете.
‼️Конец спойлеров‼️
И вот прошло 5 лет с действий первой части. Джоэл и Элли зажили спокойной и мирной жизнью (насколько это возможно в условиях постапокалипсиса), периодически выбираясь на зачистки ближайших зон от заражённых.
Но в один момент уже 19-летняя девушка лишается кое-чего невероятно ценного, и идёт мстить. Part II целиком посвящена круговороту мести и жестокости.
Проблема новинки в повествовании и том, как геймеру представляют информацию. Дуэт Элли и Джоэла вывозил на себе буквально всё, ты проникался и влюблялся в эту химию. А теперь нам демонстрируют развитие одной только Элли, изредка вспоминая про ее жизненного наставника.
Однако авторы не смогли добиться той же привязанности к новым персонажам. Ты не волнуешься за них в моменты гибели или простого исчезновения. Не думаешь, что с ними могло случиться, а как можно было бы поступить иначе.
Проблема этой истории в серой морали, о которой вы все уже давно прочитали в других местах. Эту фишку яро продвигает Sony, но она и сделана так, что вызывает, скорее, раздражение, чем восторг.
Нет, сюжет прописан отлично, здесь нам продолжают рассказывать и о мире игры, и об образовавшихся фракциях «Волках» (военные) и «Шрамах» (сектанты). Это две противоборствующие стороны, которые то заключают перемирие, то враждуют до последней капли крови.
У них есть своя философия, которую даже, быть может, понимаешь. И за ними интересно следить, потому что то и дело оказываешься меж двух огней.
Однако все равно видно, что в этот раз упор сделан на внешнем окружении, графике, спецэффектах и режиссуре. Они возведены здесь в абсолют. Но не история, которую могли бы докрутить и сделать иначе. Да, она тоже играет огроменную роль, но сейчас не на переднем плане. Вот и получилось так, что сделана она отлично, но мало кому понравится.
Геймплей. Новые механики со старыми болячками
Геймплей в Part II стал гораздо насыщеннее. Но сказать о том, что он преобразился, нельзя. Это всё та же игра 2013 года, в которой добавили несколько интересных фишек.
Новинка страдает от самоповторов. Всё так же шкеришься по углам, выслеживая врагов ультраслухом, бегаешь по локациям в поисках ресурсов, которых постоянно критически не хватает.
Вступать в схватку в ближнем бою приходится чаще, чем на длинной дистанции. И всякий раз стараешься этого избежать, потому что в любой момент можешь с легкостью погибнуть.
Играть крайне советую хотя бы на высокой сложности. На средней или легкой не будет какого-то челленджа, просто следишь мирно за повествованием. Патроны, аптечки, припасы — всего навалом.
Когда история сильно тормозит и просаживается, от неё начинаешь уставать. А когда на заднем плане нет даже сложностей в прохождении, устаёшь от всей игры в целом. Всё меньше причин оставаться в этом мире.
Да, теперь появился вертикальный геймплей: можно перекидывать веревки через объекты, чтобы преодолеть обрывы или залезть на здание, можно лазать под грузовиками (и только по ними!), чтобы тебя не заметили враги. Появились собаки, способные учуять ваш запах. Но на этом изменения заканчиваются.
В остальном же, это The Last of Us в чистом виде. Подача врагов осталась прежней: зомби, люди, зомби, немного сюжета, люди, зомби, сюжет и так далее. Схема осталась такой же выверенной, как 7 лет назад.
Некоторые локации теперь огромные, и это ощущается. Но также заметно, что это всё тот же прямолинейный и коридорный стелс-экшен. Только вместо коридоров здесь изредка большие зоны, в которых вас не ведут за ручку, а дают делать то, что душе угодно. Но в рамках сюжета. Иллюзия свободы пропадает очень быстро.
Большие локации нужны только для того, чтобы показать, на что способен движок, плюс, дать вам пару тройку раз пройти одно и то же место по-разному.
Однако вы то и дело будете возвращаться на старые-добрые рельсы, и этого не избежать. Не ждите какого-то влияния на поступки персонажей, все мысли о них останутся только в вашей голове.
Здесь невероятное внимание к деталям
Чего не отнять у The Last of Us Part II, так это безумную проработку: от локаций до персонажей. Наверное, она здесь лучше, чем в какой-либо другой игре. С этим сложно поспорить.
Каждый элемент буквально рассказывает свою историю. Даже в каком-нибудь заброшенном гараже можно понять, что произошло некоторое время назад. Кто здесь был, чем он занимался, как вообще выживал либо что было до апокалипсиса. Рисунки, детали, записки, разруха, обветшалые дома — всё это сделано так, чтобы рассказать вам о микро-событиях.
Это большая игра, в которой не одна, а сотни историй. И все они не менее интересны, чем основная линия. А чего стоит одна только игра на гитаре, где можно исполнить реально любые несложные композиции…
Лицевая анимация персонажей тоже, кажется, возведена в абсолют. Видишь каждую каплю пота, все эмоции, которые реально угадать даже без слов. Буквально каждая мышца двигается, видна мимика, и это просто потрясающе.
Действительно, Part II — самая красивая игра из существующих. И переплюнуть её будет достаточно трудно. Naughty Dog подняла планку до какого-то безумного уровня.
Последняя крупнокалиберная игра поколения
Увы, но на этом поколении консолей больше нечего добиться. The Last of Us Part II выжала все соки из PlayStation 4.
И даже несмотря на крайне спорную историю, она заслуживает внимания. Более чем уверен, что в целом игра понравится многим. Но, скорее всего, не сюжетом. Фанаты первой части явно ждали совершенно другого развития событий, о чем и говорит крайне низкая оценка на Metacritic.
Получилась игра чрезмерно жестокой и очень эмоциональной. Вас ставят перед фактом, что все случилось именно так, а не иначе. И с этим придётся мириться. Морально мириться, потому что мир таков, и по-другому, наверное, быть не могло.
Стоит The Last of Us Part II в PlayStation Store 4499 рублей. Есть полная русская озвучка, но я бы советовал играть с субтитрами. Слишком наша цензура упрощает суть оригинала.