Обзор поколений Toyota Prius
Когда я ехал по Москве на одном из первых в стране Toyota Prius третьего поколения и, что немаловажно, первом официально продаваемом в России гибриде, люди не то, что не оборачивались — никто даже дорогу не уступил. Между тем «Приусу» посвящена целая серия «Южного парка». В Японии, Америке и Европе за гибридными «Тойотами» стоят длинные очереди. Теперь и нам не приходится ехать за границу, чтобы испытать её в деле. Кроме того, уже существует и четвертое поколение с новым дизайном, с более эффективной гибридной установкой, которая даёт расширенную гарантию — 5 лет.
С чего всё начиналось: Toyota Prius 1 поколение
1997 года Prius 1 поколения дал нам совершенно новый взгляд на транспорт. В нем есть режим черепахи, и именно это поколение дало людям представление о том, что Prius медленный. Тем не менее, Prius 1 дал нам надежный двигатель 1NZ-FXE. Мотор зарекомендовал себя достаточно достойно для использования в следующем поколении. Кроме того, сама машина была чертовски надежной для того, чтобы быть первым изданием чего-то нового. Но конечно дизайн оставлял желать лучшего, несмотря на что это был седан, выглядело всё очень громоздко.
Отметим некоторые интересные факты:
- Данное поколение обычно называют изданием которое в наши дни нелегко приобрести;
- История модели началась с концепта 1995 года, представленного на родном Токийском автосалоне;
- Изначально Prius продавался только в Японии и частным порядком попадал в другие страны с левосторонним движением;
- Модель первого поколения до сих пор славится тем, что была серийным электромобилем два десятилетия назад;
- Разработка автомобиля обошлась «Тойоте» в миллиард долларов.
Toyota Prius 2
С 2004 по 2009 год первое поколение было платформой, на которой Prius 2 построил империю. Новая машина приобрела другой облик и избавилось от сбоев, которые были до этого. Но всё же проблемы есть: электрический водяной насос, который может генерировать код неисправности ъ был отозван; проблемы с расходом масла, которые как известно, приводили к ослаблению подшипников колес.
По сравнению с моделью Prius 1, второе конечно гораздо более современное с точки зрения дизайна, за исключением капота, который напоминал что-то прямо из фильма «Мы из будущего» или «Назад в будущее». Также добавился повышающий преобразователь, благодаря которому используется меньший аккумулятор емкостью 201,6 В. Получается, что режим черепахи исчез, и маленькая машина немного оживилась.
Третье поколение
Гибридный привод Prius третьего поколения претерпел некоторые изменения по отношению к предыдущей модели. Как и прежде, бензиновый и электрический двигатели взаимодействуют с главной передачей и генератором посредством планетарного дифференциала. Но в новой модели планетарных механизмов стало два. Также Prius стал значительно компактнее и легче, при этом мощность его увеличилась с 67 до 80 л.с.
Кроме этого, в Prius применена масса удобных эргономических инноваций. К примеру, машину можно открыть, не вынимая ключ из кармана, а просто потянув за ручку двери. Точно так же, коснувшись контакта на внешней ручке, можно без ключа запереть автомобиль. Кнопки на руле, управляющие магнитолой и климатом, оснащены системой Touch Tracer. Слегка коснувшись кнопки, мы видим ее изображение на приборной панели. Система позволяет «целиться в кнопки», не опуская глаза до руля и не отвлекаясь от дороги. Пожалуй, это скорее эффектная игрушка, нежели полезная функция. А вот проекционный спидометр и указатель навигации — действительно полезные вещи: большие цифры и стрелки рисуются на лобовом стекле, как будто парят прямо над дорогой. Один из дисплеев на приборной панели постоянно демонстрирует мультики на экологическую тематику: на него можно вывести разнообразные диаграммы расхода топлива, а также анимированную схему распределения энергии.
Новый гибрид — 4 поколение
Toyota Prius по-прежнему является высокоэффективным и практичным хэтчбеком для тех, кто стремится к максимальному пробегу и большому пространству. Среди гибридов существует гораздо больше альтернатив, чем было 20 лет назад, и, хотя некоторые из них предлагают больше места и лучшее вождение, Prius все еще является гибридным соперником. Да что уж говорить, давайте перейдём к обзору нового поколения.
С 2015 года было выпущено новое 4 поколение. Это первый автомобиль на основе новой модульной архитектуры Toyota New Global Architecture. Что может удивить в нём, так это дизайн, он более современный. Удивит в том плане, что машина стала выглядеть более интересней. Например, задняя подвеска — больше не примитивная, а напоминает почти гоночную. Кроме этого, новая архитектура позволила улучшить обзор, благодаря увеличившейся площади остекления и более низкой (на 52 мм) линии капота.
Однако, к сожалению, это по-прежнему всё тот же довольно громоздкий силуэт. Салон напоминает гаджет: множество кнопок, сенсора. Отметим, что клавиши системы климат-контроля не качаются как мы привыкли, а ездят вверх-вниз с очень благородными усилиями.
Что не мало важно так это гарантия. Ключевой особенностью стала новая гибридная силовая установка, которая как раз таки и повлияла на гарантию (теперь она расширенная — 5 лет или 100 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее.). В ней сочетается надежность и экономичность 1,8-литрового бензинового двигателя, развивающего 98 л. с., с высоковольтной Ni-Mh батареей и электродвигателем, который в новом поколении стал эффективнее и обеспечивает увеличенный пробег на электрической тяге. А суммарная мощность силовой установки составляет 122 л. с.
Неужели после этого будет ещё что-то? Как показывает история, примерно каждые пять лет мы получаем новое поколение. Итак, возможно ли 5 поколение? Скорее да, чем нет, но дата такой новинки пока не анонсировалась и что будет дальше неизвестно. Остаётся только ждать удивят ли нас японцы ещё раз.
Мнение: гибридная машина Toyota Prius
Первое впечатление, которое получает не знакомый с гибридами человек, усевшись в Prius, — в салоне достаточно шумно. Когда на стоящем автомобиле включается двигатель, чтобы не допустить разряда батареи, его работа отчетливо слышна. Мы привыкли, что на холостых оборотах двигатель современного автомобиля работает беззвучно. Однако двигатель Prius никогда не работает на холостых оборотах: он включается, только когда действительно нужен для движения или подзарядки аккумулятора. Поэтому за короткие минуты приглушенного ворчания двигателя водитель с лихвой вознаграждается полной тишиной при движении в пробке или на малой скорости — полностью на электрической тяге. А вот по части шумоизоляции колесных арок новый Prius значительно уступает даже недорогим хетчбэкам С-класса.
Главное положительное впечатление от езды на гибриде — тяга всегда под рукой. Хваленые преселективные автоматы и вариаторы умеют переключаться без разрыва потока мощности только на повышенные передачи. Если же нужно включить пониженную, чтобы внезапно ускориться, — с момента команды педалью газа придется подождать, пока двигатель сделает перегазовку и раскрутится до оборотов максимальной мощности. Двигателю Prius такие паузы не нужны — и раскрутиться до нужного режима, и быстрее разогнать автомобиль ему поможет электродвигатель, «троллейбусная тяга» которого доступна на любых оборотах начиная с нуля.
Prius — комфортный автомобиль. Мягкая подвеска делает его похожим на более крупную и тяжелую машину. А звук мотора — понятие относительное. В обычном автомобиле шум двигателя сопровождает процесс вождения, озвучивая малейшее движение водительской ноги. Он меняется с каждым поворотом, разгоном и торможением, и это утомляет больше всего. В Prius двигатель живет своей жизнью, не подчиняясь приказам водителя и дорожной обстановке. Этим он похож скорее на звук соседней машины за окном или компрессора холодильника, к которому быстро привыкаешь и перестаешь замечать, особенно если ехать с включенной аудиосистемой. Также нужно учесть и то, что Prius нередко дает водителю возможность полностью отдохнуть от шума двигателя- когда едет на электротяге.
Споры о вкусах: для кого подойдет
Лично мне автомобиль очень понравился. Говорю об этом смело, потому что столько отрицательных отзывов, сколько о Prius, я не слышал ни об одном другом автомобиле. Действительно, это автомобиль не для всех. Он не подойдет любителю активной езды, так как обратная связь с машиной в Prius уничтожена на идеологическом уровне. Задача гибрида — отвезти водителя по назначению, не утруждая лишним участием в процессе. Не порадует Prius и любителей роскоши — без малого 1 200 000 руб. его покупатель платит за технологии и, пожалуй, даже за имидж. А кожано-деревянные апартаменты лучше поискать в больших черных седанах, благо за эту цену они вполне доступны.
Prius нельзя переделать под свой привычный стиль вождения. Гибрид исповедует особый стиль передвижения и жизни в целом, и делает это очень мягко, но настойчиво. Скажем, помимо спидометра на проекционный дисплей постоянно выводится своеобразный гибридный «тахометр» — полоска, которая показывает, расходуется в данный момент топливо или, напротив, запасается энергия. Глядя на него, сначала смеешься, а потом невольно включаешься в эту игру, стараясь держать указатель в правой, экономичной, части шкалы.
Prius учит быть внимательнее к себе и окружающим. За несколько дней езды я несколько раз чуть не «догнал» впереди идущую машину, заигравшись с гаджетами на центральной консоли. А еще пару раз чуть не пострадали пешеходы: они настолько не ожидают, что автомобиль с выключенным двигателем поедет, что теряют всякую осторожность. Нужно думать за них. Кстати, в Японии уже обсуждается перспектива оснащения гибридов имитаторами звука двигателя. Представляете, «отправьте смс на номер и скачайте звук Shelby Mustang 1965 года для вашего Prius!»
Кстати, почему-то именно старые американские мускул-кары чаще всего вспоминают в порыве красноречия противники Prius. Мол, вот раньше был дизайн, была душа, а сейчас делают всякие обмылки (и какая разница, что у «обмылка» коэффициент Cx равен рекордным 0,25)! Только вот ни у кого из ораторов нет мускул-кара, а передвигаться они зачастую предпочитают на метро. Toyota Prius — это машина не для того, чтобы обсуждать ее в баре за кружечкой пива или развешивать фотографии на фанатских форумах. Это автомобиль для жизни — повседневной, спокойной и комфортной.