Обзор нашумевшей российской игры «Смута» (2024). Отличный учебник по истории, но что с игрой

Вот и состоялся долгожданный релиз российской игры «Смута».

Вокруг проекта ходило много слухов о качестве разработки, хотя авторы постоянно публиковали «дневники», в которых рассказывали о состоянии проекта и изменениях в нём.

На днях они даже выпустили демо-версию игры, в которой геймерам была доступна лишь Москва и тренировочные бои. Её релиз не обошелся без скандала: абсолютно все игроки жаловались на ужаснейшую оптимизацию и обилие багов.

Что же сделала Cyberia Nova в конечном итоге? Давайте разбираться вместе. Спойлер: хорошего мало.

Смутное время нас настигло

В основу игры положен роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» за авторством Михаила Загоскина — это один из самых популярных романов России XIX века, который только при жизни автора выдержал 8 изданий. Казалось бы, авторы взяли за основу хорошее чтиво, еще и имели доступ к огромный исторической библиотеке, но почему-то решили сосредоточиться чуть ли не на одном фрагменте из жизни главного героя произведения. Ладно, это все отступления, давайте перейдем уже непосредственно к игре.

Авторы обещали сложную и интересную историю, в которой нам покажут разные исторические события, включая битву за Москву. В итоге, получился… учебник по истории. Только так лично я могу охарактеризовать наличие бесчисленных диалогов, которые почти не содержат в себе какого-то смысла.

Игроков постоянно закидывают бесконечными фактами, которые не то, что не имеют отношения к развитию сюжета, — они вообще ни на что не влияют и не помогают погружению. Ты просто вечно читаешь, как кто-то где-то чего-то не доел, как что-то кому-то не додали и так далее. Эти факты упоминаются единожды, и больше о них никогда не вспоминают. Да и нет в этом какого-то смысла.

Возьмем, к примеру, Юрия Милославского — протагониста игры. За более чем 10 часов его даже не попытались раскрыть. У нас есть некий «Герой Х» (имя можно подставить любое), который очень любит свою родину и жаждет наказать иноземных захватчиков. Он бравый боец, который постоянно рвется в бой. И за всю игру его пылкий и взрывной характер укротить так никому и не удается.

Не то, чтобы кто-то вообще пытался. Кроме Кузьмы Минина, который и взял Милославского на службу. И то, это происходило лишь на первых порах, но затем, кажется, и он смирился с тем, что добрый молодец будет поступать так, как его душе вздумается.

В общем, к чему это все я клоню? В «Смуте» сюжет подается по крупицам. Да, вы знакомитесь здесь в историческими личностями, но их характеры почти не раскрываются. Это просто говорящие головы с известными именами, которые просто невозможно заткнуть.

Причем разговоров много не только у сюжетных, но и у сайд-персонажей. О том, какая у жалкого купца сложная жизнь, и ему сложно достать денег, вы будете слушать/читать целую браваду. Зачем? Что это дает? Как работает на атмосферу, раскрытие, развитие, какие детали мира раскрывает? Ответа нет. Отсюда и получается некий учебник по истории, в котором перечисляются факты, но далеко не всем они будут так же интересны, как авторам.

Даже авторы не отрицают, что заложили в игру образовательную составляющую.

Сразу на стадии проектирования мы заложили образовательную компоненту серьезную в игру, реализованную в виде кодекса. Главный герой путешествует по игровым локациям, сталкивается с разными объектами, персоналиями и так далее. Например, видит в первый раз бердыш (боевой топор), загорается лампочка, появилась словарная статья «Бердыш».

—руководитель студии «Сайберия Нова», глава проекта «Смута» Алексей Копцев

Сюжет банален и скучен, он не предлагает хоть сколько-нибудь интересную историю. Он нудит и нудит, зацикливаясь в собственной скрупулезности. А из масштабных событий лишь одно. Ну, два, не более того.

Это игра, и она должна развлекать. Почему та же Ubisoft способна воссоздать красивые локации в демонстрационных версиях Assassin«s Creed и действительно интересно подать материал, чтобы увлечь игрока с первых минут? Понимаю, бюджеты сильно отличаются, но, быть может, не стоило целиться в ААА и сделать игру категорией ниже? Даже потратить больше времени на проработку местной вселенной.

Игровые механики ужасны. Почти все


Да, здесь есть смена дня и ночи, но через специальное меню

Игра состоит из трех игровых элементов: диалогов, сражений и перемещений по открытым локациям. Иногда ещё бывают миссии со стелсом, но об этом отдельно.

Здесь нет открытого мира, но присутствуют обширные (и не очень) локации. Для них нарисовали очень качественные карты, в которых можно с легкостью ориентироваться. Они выглядят аутентично, равно как и весь игровой интерфейс. Тут постарались, все соответствует эпохе.

Только иногда мелкие локации выглядят крайне тупо. Например, вам сказали, что надо проведать деревню, от которого давно вестей не было. А она находится в 50 метрах от лагеря Минина. Что, сложно было самому дойти? Не ощущается этот масштаб.

wp-image-1250237wp-image-1250238

Для особенно увлекающихся историей людей предусмотрен отдельный Кодекс. В нем перечислены многочисленные факты о России XVII века, и разделены они грамотно. Вот здесь действительно получился неплохой учебник по истории.

Возвращаясь к миру игры. К великому сожалению, он получился мертвым. Совсем. Вообще. Просто нет в нём жизни, и все тут.

Все NPC в игре выполняют 1–2 скрипта, чаще всего представляющие из себя стояние на месте или проходку куда-либо. Хоть какие-то активные действия разворачиваются лишь в самом начале игры после того, как мы выбираемся из заснеженного леса.

Стоит нам попасть в Нижний Новгород, и мы сразу же окунаемся в иллюзию насыщенной на различные мелочи локации. То скоморохи на празднике выступают, то какой-то бродячий артист денег просит, то мужик избу чинит. В общем, выглядит всё здорово до тех пор, пока вы не начнете смотреть на повторяющиеся анимации. У местных жителей нет внятного распорядка дня, лишь 2–3 заготовленные анимации.

Жители простые вояки никак не реагируют на действия игрока, их даже толкнуть нельзя.

Прыгать наш ратник-богатырь не умеет. И в этом очень часто заключается проблема при преодолении очередных полей и лесов. Разработчики очень качественно воссоздали природу, но расставили бесчисленное количество невидимых стен, в которые может упереться Юрий. Причем они могут оказаться даже на небольшом холмике, из-за чего вы на него взобраться не сможете с определенного угла, но зато, стоит вам пройти 2 метра, и все заработает.

Переход между всеми локациями происходит через загрузочные экраны, на которых вам вновь вкидывают различные исторические факты. Здесь нельзя зайти даже в дом — всегда будет встречать экран загрузки. Благо, он длятся не более двух секунд.

Отмечу любопытную механику. Если видите сороку, следуйте за ней. Она обязательно приведет вас к какому-то сокровищу, которое можно впоследствии вложить в прокачку.

При создании боевой системы, как говорили в Cyberia Nova, делался упор на «Ведьмака 3», «Призрака Цусимы» и прочие игры.

И да, здесь видно, что авторы действительно пытались перенести «боевку» из ведьмака 2015 года в игру 2024 года. Только есть одна маленькая проблема: сражения в игре 2024 года выглядят и ощущаются заметно хуже, чем в тайтле 2015 года.

Импакт присутствует, но он почти не чувствуется. Ты не можешь перенять на себя нанесенный противнику удар. Но зато в тех случаях, когда враг нанесет удар вам, у вас срабатывает двухсекундная анимация, в течение которой вас могут просто зарубить на месте три-четыре вражеских персонажа. Будь то разбойники, волки или даже медведь.

При этом система уклонений вообще не работает. Она срабатывает через раз, кнопки могут просто не реагировать на нажатия или реагировать с большой задержкой, из-за чего вы пропустите очередное нападение. Здесь нет соулслайк-элементов, но игра будто старается уйти именно в этот жанр таким поведением. Тайминги у врагов есть, но их сложно считать.

Кажется, что хитбоксы игра считывает при касании определенной частью клинка. А с древковым оружием совсем беда. Вы попадаете через раз, и это зависит только от того, сработал скрипт или нет. Можно даже в упор выстрельнуть из ружья, а здоровье противника не снизится.

Выносливость Юрия быстро кончается, из-за чего уклонения быстро становятся бесполезными.

В общем, сражаться в «Смуте» — та еще боль. Этот элемент реализован плохо, хотя и есть стремление к реализму.

Стелс в игре тоже есть, но и он крайне примитивен. Для понимания, эта механика похожа на прятки с грудным ребенком: закрыл глаза — не вижу тебя, открыл — вижу. Здесь все работает четко по тому же принципу.


Дружище, я прямо перед тобой

Враги могут не заметить присевшего Юрия с расстояния метра. Они не реагируют на тела и на убийства за их спинами. Просто вот ты можешь убить боевого товарища прямо за его спиной, и сосед даже не шелохнется.

Есть и индикатор, который показывает, как хорошо вас видит противник. Забейте на него. Он просто не работает. В игре богато расставлены кусты и различные препятствия, но игрока могут обнаружить «просто потому что». А могут и не заметить. Как карта ляжет.

Прокачка в игре тоже есть, как я уже говорил выше. Но лично я прошел игру, вложив всего один камень для повышения урона. И я далеко не профессиональный геймер, который справляется с любым тайтлом «на ура». Просто эта механика здесь не нужна, она почти ни на что не влияет.

Ну и, наконец, в «Смуте» есть свое «ведьмачье чутье». Оно пригодится лишь 3 раза за все прохождение. Кликнул Q, увидел сенсорным видением нужный объект, забрал его и ушел.

Графика отличная, а анимации плохие

За что я действительно могу похвалить «Смуту», так это за графическую составляющую.

Многими пейзажами ты просто любуешься, очень эффектно и детализировано они сделаны. Многие локации проработаны, и в них узнается русский стиль, душа. Особенно хорошо проработаны города и леса. Будто сам там ощутился.

Но погружение рушится сразу, стоит вам посмотреть на окружение. Оно зациклено.

Плюс ко всему, крайне ужасно выглядят диалоги. Помните, я говорил, что NPC — это говорящие головы? По анимациям складывается ровно такое же ощущение. Очень часто эти головы застывают, и у них двигается только рот. Или, наоборот, они начинают исчадно двигать головой, будто у них эпилепсия, и через секунду у говорящего пойдет пена изо рта.

И как же плохо озвучены сами персонажи. Такое ощущение, будто озвучкой занимались не профессиональные актеры, а сами разработчики. Почти всей игре нужно менять этот элемент. Слова могут не совпадать с анимациями, многие актеры переигрывают, иногда просто орут по непонятной причине, а «акцент» у иноземных героев просто вызывает смех. В общем, претензий достаточно.

Это ещё не всё

Статья дополнится немного позднее, но основную мысль, думаю, вы уже уловили.

©  iphones.ru