Обзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле Myst

В 2008 году Джонатан Блоу уговорил компанию Microsoft выпустить на Xbox 360 его небольшой платформер Braid. Блоу не прогадал — рисованная затея про прыжки по чужим носам и перемотку времени вывела инди-игры из подвала прямо на праздничный бал. С тех пор в портфеле любого приличного издания красуется высоколобое развлечение про пиксели, а ваша Steam-библиотека наверняка наполовину состоит из проектов, чьи титры содержат не более двух фамилий. После оглушительного успеха Блоу взял тайм-аут, чтобы потом собрать студию и на семь непозволительно долгих лет засесть над The Witness — гигантским квестом в духе Myst. Недавно игра вышла на PS4 и PC — и это чертовски противоречивое произведение, про которое всё же необходимо знать.

Обзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле Myst

The Witness сходу плюёт на все современные тренды: на пятнадцатой минуте игра заставит вас взять бумагу и ручку, на тридцатой — сфотографировать монитор камерой телефона. В течение примерно пятидесяти часов вы будете бродить по острову, начинённому задачками нечеловеческой сложности. Вместо сюжета — аудиодневники Эйнштейна и других уважаемых людей, рассуждающих о природе человечества. Вместо перекрестия прицела — бесконечные вариации голографического лабиринта. Компьютерные головоломки давно умерли, и вот по ним играет самый мощный реквием из возможных.

Всё дело, как сказано, происходит на острове. Никто не объяснит, как вы тут оказались, и какого чёрта вообще происходит. Попали и попали, вопросы задают здесь другие люди. Точнее, задачи — местность утыкана специальными панелями, на которых обычно предлагают провести полоску из точки А в точку Б. Панели сбиты в ряд: решив один лабиринт, вы тут же переключаетесь на соседний. Прощёлкав один комплекс головоломок, вы увидите, как отходящий от панели шнур засияет новым цветом — это значит, что вы решили только один элемент одной большой задачи. Поводите жалом, рядом ещё много неопознанных шестерёнок едва тронутого вами механизма.

Обзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле Myst

Всего в The Witness более 700 головоломок, и к каждой (и от каждой) идут ниточки. Поначалу от этого сходишь с ума, но потом понимаешь: задания бьются на территориальные блоки. Иначе говоря, большинство связанных между собой панелей группируются в одном уголке острова. Например, на побережье, которое связывается с соседней территорией через основной «узел» — главную головоломку на раёне. Примерно так мы щёлкаем кроссворды: можно хаотично выдёргивать вопросы по всему листу, но эффективнее будет сосредоточиться, скажем, над верхним правым углом, и долбить его до посинения. Есть здесь, как и в кроссвордах, ключевое слово — конечная станция, финиш. Оно в The Witness написано на вершине местной горы. И чтобы его разгадать, нужно поочерёдно раскрыть тайны всех островных областей.

Обзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле MystОбзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле Myst

Сами по себе головоломки несложные, но их контекстнозависимость ставит всё с ног на голову. Например, вас могут заставить вслепую отзеркалить движение по лабиринту, который вы прошли полчаса назад. Или решить задачу, где условие — пение птиц (или геометрия деревьев в роще). Это кардинально отличает The Witness от собратьев по цеху. Там вы можете не понимать, куда идти дальше, но вы хотя бы знаете общий принцип решения квестов. В The Witness всё иначе: забредя в ещё девственный район, вы вообще не поймёте, что от вас требуется. Вообще.

Отсюда страдает не темп, но нарратив: в течение всех 50 часов, что уйдут на прохождение, вы будете получать идентичную информацию: заброшенный остров, лабиринты, красивые пейзажи. Джонатан Блоу явно тяготеет к двухуровневым конструкциям (это видно еще по Braid), и внешнюю однородность The Witness пытается разбавить внутренними рассуждениями. Аудиозаписи Эйнштейна — не единичный случай. По пути вы встретите ещё много, казалось бы, неуместных, но на самом деле органично вплетённых видеороликов. Например, отрывки из научного сериала Джеймса Берка с неслучайным названием Connections.

Обзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле Myst

Вся эта конструкция пытается вырулить на одну тему: о природе, цикличности и устройстве человеческого познания. Получается, честно говоря, средне — из-за неуверенного сцепления формы с содержанием. Верхний — игровой — слой The Witness рифмуется с нижним только на уровне концепта (и то очень условно), а в остальном это два совершенно разных уровня, хоть и неплохих каждый сам по себе. При всём желании Блоу ему так и не удалось полноценно связать лабиринты с путешествием человечества сквозь века.

The Witness, честное слово, не хочется ругать. Такие игры бывают, может, и не раз в семь лет, но не сильно чаще. Недавно мы гундели, что индустрии конвейеров пора на покой, и даже нашли пару предпосылок к этому: сгибаются, мол, цеха, под гнётом оригинальных проектов. Сейчас в нас можно ткнуть пальцем: вот же она, бескомпромиссная антитеза однотипным сериям про футуристический спецназ и орден ассасинов, чего вы тут бухтите?

Обзор игры The Witness: 50 часов выноса мозга в стиле Myst

Действительно, The Witness бодро шагает практически по девственной в игровой индустрии территории, и окружающие это ценят: головоломка расходится мощными цифровыми тиражами, под аккомпанемент девяток и десяток от профильной прессы. Да, слишком умиротворённо. Да, спустя пару часов будет почти без сюрпризов. Да, послушать Берка лучше в оригинальном формате, чем урывками между решением пазлов. Но это обычное ворчание, и его стоит только слушать —, но никак не прислушиваться.

И ещё. Парадокс, но в The Witness интересно играть компанией. Как-нибудь отложите «Монополию» — и попробуйте.

Достоинства:

  • необычный концепт и небанальная его реализация;
  • много (слишком) нечеловечески сложных головоломок;
  • завораживающе красивый остров;
  • солидная продолжительность — порядка 50 часов.

Недостатки:

  • иногда от The Witness натурально голова кругом;
  • если вы придерживаетесь тезиса »игры — это развлечение», то лучше не пробуйте;
  • весь философско-антропологический контекст существует в отрыве от, собственно, игры.
Выходные данные

Выходные данные:

  • Платформы: PC, PlayStation 4
  • Разработчик: Thecla, Inc.
  • Издатель: Thecla, Inc.
  • Дата выхода в России: 26 января 2016 года
  • Локализация: субтитры
  • Минимальные требования: Windows 7, процессор на 1.8 ГГц, 4 ГБ оперативной памяти, видеокарта не ниже Intel HD 4000 series, 5 ГБ свободного места на HDD
  • Похожие игры: Myst, The Talos of Principle, Device 6, The Bridge, любые вариации «пятнашек»
  • Стоит ли покупать игру сейчас? Да

Скачать на PlayStation 4

Скачать на PC

Источник:  4pda.ru


©  4PDA