Обзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 109 лет мучений
Релиз такого проекта, как I Have no Mouth, and I Must Scream на мобильных платформах в 2016 году — это как если бы сейчас Михаил Горбачев собрался баллотироваться в президенты, Мохаммед Али вызвал на бой Флойда Мейвезера, а в моду вновь вошли винтажные прически 80-х. В общем, нечто совершенно немыслимое и фантасмагорическое. И все же игра действительно вышла и продается за 219 рублей. Ниже — подробное объяснение, почему это ужасно и прекрасно одновременно.
Как играется?
Квест основан на одноименном рассказе писателя-фантаста Харлана Эллисона — там огромный суперкомпьютер AM захватывает власть над человечеством, устраивает геноцид, оставляя в живых только пять людей: девушку и четырех мужчин. В течение 109 лет AM издевается над пленниками, не давая им умереть — мотивы жестокости не вполне ясны, но проговаривается, что люди расплачиваются за грехи прошлого. 20-страничное описание мытарств пятёрки бедолаг в мире, где Бог в прямом смысле сделан из машины, в своё время осенили премией Хьюго, а потом — многолетними жаркими дискуссиями. Неудивительно, что разработчики The Dreamers Guild пожелали перенести этот рассказ в интерактивную плоскость — споры о I Have no Mouth, and I Must Scream были сильны и в 1995 году, и не утихают до сих пор.
В игре, чей сценарий написан, кстати, всё тем же Эллисоном, события рассказа служат лишь поводом для безоглядного прыжка в бездну. У каждого персонажа появляется полноценное (и максимально тёмное) прошлое, а мир, едва расчерченный на страницах, в мониторе приобретает имперский размах. Эллисон, всю жизнь работающий в рамках короткой прозы, выдает эпопею. Всё тот же квинтет героев — только с осязаемыми характерами и выписанным анамнезом. Бывший офицер Бенни, повинный в гибели своего отряда, дальнобойщик Горристер, избивавший жену, врач Нимдок с лычками Третьего Рейха, Элен, склонная к промискуитету, и Тед — альфонс и трус. Каждого AM сурово наказывает: например, Бенни превращается в обезьяну, и отправляется одиночным рейсом в деревню новых сородичей, поклоняющихся отжившим механизмам АМ.
У всех персонажей по своей кампании — это сам по себе беспрецедентный в наше время факт, но дело тут не в количестве, а в том, что вам (и им) придется пережить. AM погружает в ад, сконструированный лично для каждого. Вспомните свои самые липкие страхи, самые мерзкие поступки, самые гнусные привычки — и умножьте это на десять. Сартр уверял, что ад — это другие, но Эллисон идет дальше, и уверенно говорит: ад — в нас самих. И только пройдя через очищающий огонь высшего разума, не знающего ни жалости, ни милосердия, можно освободиться от грехов.
Следуя заданной концепции безысходности, игра регулярно давит клешнями двузначных ситуаций. Эллисона всю жизнь обвиняли в скверном характере и человеконенавистничестве, и, получив на руки интерактивность, он разошелся на полную катушку. В 1995-м, заметим — за четыре года до того, как главный моральный релятивист индустрии Дэвид Кейдж засунул автора песни про майора Тома в свой дебютный проект.
Проблема здесь ровно одна — собственно, играть в это сейчас чрезвычайно проблематично. Мы привыкли к другим проблемам, другому управлению (здесь классическое квестовое с кучей кнопок), к другому темпу, в конце концов. I Have no Mouth, and I Must Scream пытается своим беззубым ртом старого динозавра втянуть нас в свой увлекательный мир, но этого не случается. Тем более на планшете, где игры изначально легкомысленнее: запустить эту глыбу интерактивного искусства в обеденный перерыв — такая же безумная затея, как включить, скажем, «Зеркало» Тарковского. Эпоха ушла, время сменилось, и ничего с этим не сделаешь.
Как смотрится?
Даже когда проект впервые вышел, его пинали за слабую графику — в 1995 году ещё тяжело принимали квесты с элементами 3D. Сейчас, конечно, говорить и вовсе не о чем — даже с учетом того, что картинку (минимально) перерисовали, год выпуска кричит о себе каждым пикселем. Атмосфера техноутопии, традиционно густо замешанная в прозе Харлана, здесь встречается, но лишь кусками — внешний вид I Have no Mouth, and I Must Scream скорее похож на раннее творчество Кроненберга, чем на миры американского писателя. Впрочем, едва ли это можно назвать претензией.
Итоги
Порекомендовать I Have no Mouth, and I Must Scream можно в силу её радикальной инородности. Когда ещё на вашем телефоне, привыкшем к таймкиллерам и примитивным стратегиям, появится двадцатилетнее приключение с вопросами о Боге и очищении хаосом? Вот-вот. Для остальных целей тайтл, к сожалению, подойдет мало — проходить его вы будете с трудом и мучениями, а не идеальный порт будет постоянно о себе напоминать. Лучше уж прочитать оригинальный рассказ (он короткий), а игру оставить в 1995 году — пусть там живет.
Достоинства:
- сюжет, написанный одним из самых титулованных фантастов;
- пять оригинальных историй;
- безумно мрачный и не менее завораживающий мир;
- саундтрек от автора музыки к «Подозрительным лицам»;
- возможность спустя 20 лет приобщиться к классике жанра.
Недостатки:
- это квест 1995 года — со всеми вытекающими;
- дурацкое управление — много кнопок, а персонажи не всегда слушаются;
- нет русского языка, несмотря на информацию в маркетах о его наличии.
I Have No Mouth
DotEmu
Уже скачали: 1897 пользователей
Автор текста: Илья Божко
Источник: 4pda.ru
© 4PDA