Обзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 109 лет мучений

Релиз такого проекта, как I Have no Mouth, and I Must Scream на мобильных платформах в 2016 году — это как если бы сейчас Михаил Горбачев собрался баллотироваться в президенты, Мохаммед Али вызвал на бой Флойда Мейвезера, а в моду вновь вошли винтажные прически 80-х. В общем, нечто совершенно немыслимое и фантасмагорическое. И все же игра действительно вышла и продается за 219 рублей. Ниже — подробное объяснение, почему это ужасно и прекрасно одновременно.

Как играется?

Квест основан на одноименном рассказе писателя-фантаста Харлана Эллисона — там огромный суперкомпьютер AM захватывает власть над человечеством, устраивает геноцид, оставляя в живых только пять людей: девушку и четырех мужчин. В течение 109 лет AM издевается над пленниками, не давая им умереть — мотивы жестокости не вполне ясны, но проговаривается, что люди расплачиваются за грехи прошлого. 20-страничное описание мытарств пятёрки бедолаг в мире, где Бог в прямом смысле сделан из машины, в своё время осенили премией Хьюго, а потом — многолетними жаркими дискуссиями. Неудивительно, что разработчики The Dreamers Guild пожелали перенести этот рассказ в интерактивную плоскость — споры о I Have no Mouth, and I Must Scream были сильны и в 1995 году, и не утихают до сих пор.

Обзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 119 лет мученийОбзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 119 лет мучений

В игре, чей сценарий написан, кстати, всё тем же Эллисоном, события рассказа служат лишь поводом для безоглядного прыжка в бездну. У каждого персонажа появляется полноценное (и максимально тёмное) прошлое, а мир, едва расчерченный на страницах, в мониторе приобретает имперский размах. Эллисон, всю жизнь работающий в рамках короткой прозы, выдает эпопею. Всё тот же квинтет героев — только с осязаемыми характерами и выписанным анамнезом. Бывший офицер Бенни, повинный в гибели своего отряда, дальнобойщик Горристер, избивавший жену, врач Нимдок с лычками Третьего Рейха, Элен, склонная к промискуитету, и Тед — альфонс и трус. Каждого AM сурово наказывает: например, Бенни превращается в обезьяну, и отправляется одиночным рейсом в деревню новых сородичей, поклоняющихся отжившим механизмам АМ.

У всех персонажей по своей кампании — это сам по себе беспрецедентный в наше время факт, но дело тут не в количестве, а в том, что вам (и им) придется пережить. AM погружает в ад, сконструированный лично для каждого. Вспомните свои самые липкие страхи, самые мерзкие поступки, самые гнусные привычки — и умножьте это на десять. Сартр уверял, что ад — это другие, но Эллисон идет дальше, и уверенно говорит: ад — в нас самих. И только пройдя через очищающий огонь высшего разума, не знающего ни жалости, ни милосердия, можно освободиться от грехов.

Обзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 119 лет мученийОбзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 119 лет мучений

Следуя заданной концепции безысходности, игра регулярно давит клешнями двузначных ситуаций. Эллисона всю жизнь обвиняли в скверном характере и человеконенавистничестве, и, получив на руки интерактивность, он разошелся на полную катушку. В 1995-м, заметим — за четыре года до того, как главный моральный релятивист индустрии Дэвид Кейдж засунул автора песни про майора Тома в свой дебютный проект.

Проблема здесь ровно одна — собственно, играть в это сейчас чрезвычайно проблематично. Мы привыкли к другим проблемам, другому управлению (здесь классическое квестовое с кучей кнопок), к другому темпу, в конце концов. I Have no Mouth, and I Must Scream пытается своим беззубым ртом старого динозавра втянуть нас в свой увлекательный мир, но этого не случается. Тем более на планшете, где игры изначально легкомысленнее: запустить эту глыбу интерактивного искусства в обеденный перерыв — такая же безумная затея, как включить, скажем, «Зеркало» Тарковского. Эпоха ушла, время сменилось, и ничего с этим не сделаешь.

Обзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 119 лет мученийОбзор игры I Have No Mouth, and I Must Scream — 5 человек, 119 лет мучений

Как смотрится?

Даже когда проект впервые вышел, его пинали за слабую графику — в 1995 году ещё тяжело принимали квесты с элементами 3D. Сейчас, конечно, говорить и вовсе не о чем — даже с учетом того, что картинку (минимально) перерисовали, год выпуска кричит о себе каждым пикселем. Атмосфера техноутопии, традиционно густо замешанная в прозе Харлана, здесь встречается, но лишь кусками — внешний вид I Have no Mouth, and I Must Scream скорее похож на раннее творчество Кроненберга, чем на миры американского писателя. Впрочем, едва ли это можно назвать претензией.

Итоги

Порекомендовать I Have no Mouth, and I Must Scream можно в силу её радикальной инородности. Когда ещё на вашем телефоне, привыкшем к таймкиллерам и примитивным стратегиям, появится двадцатилетнее приключение с вопросами о Боге и очищении хаосом? Вот-вот. Для остальных целей тайтл, к сожалению, подойдет мало — проходить его вы будете с трудом и мучениями, а не идеальный порт будет постоянно о себе напоминать. Лучше уж прочитать оригинальный рассказ (он короткий), а игру оставить в 1995 году — пусть там живет.

Достоинства:

  • сюжет, написанный одним из самых титулованных фантастов;
  • пять оригинальных историй;
  • безумно мрачный и не менее завораживающий мир;
  • саундтрек от автора музыки к «Подозрительным лицам»;
  • возможность спустя 20 лет приобщиться к классике жанра.

Недостатки:

  • это квест 1995 года — со всеми вытекающими;
  • дурацкое управление — много кнопок, а персонажи не всегда слушаются;
  • нет русского языка, несмотря на информацию в маркетах о его наличии.
icon

I Have No Mouth

DotEmu

Рейтинг

Уже скачали: 1897 пользователей

Автор текста: Илья Божко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA