Образование континентов началось раньше, чем считалось

Без тектоники плит у нашей планеты не было бы континентов, гор и, возможно, даже самой жизни. В ходе нового исследования было сделано предположение, что этот геологический процесс начался, по крайней мере, 3,2 миллиарда лет назад.
Образование континентов началось раньше, чем считалось
Алек Бреннер, Гарвардский университет
c334f0575232af395a28c37975687615_cropped
23 апреля 2020 17:53

До сих пор принято считать, что движение тектонических плит на нашей планете началось 2,8 млрд лет назад, хотя есть теории, согласно которым этому процессу от 1 до 4 млрд лет.

Новое исследование, опубликованное в Science Advances, предполагает, что плиты литосферы двигались еще 3,2 миллиарда лет назад. Было обнаружено, что древние скалы в Австралии имеют «магнитные подписи», которые свидетельствуют о том, что тектонике плит от 2,5 до 4 миллиардов лет.

«По сути, это одно из геологических доказательств, делающих историю тектоники плит более древней», — сказал соавтор исследования и геолог Алек Бреннер из лаборатории палеомагнетизма Гарвардского университета.

Тектоника плит — важнейшая особенность нашей планеты, которая рождает и формирует континенты, а также горные цепи. Это, в свою очередь, привело к химическим реакциям, которые в течение длительного периода времени способствовали стабилизации атмосферы Земли.

В ходе нового исследования Бреннер и его коллеги посетили западную Австралию, где они взяли образцы камней из Кратона Пилбара — единственный оставшийся район девственной коры на Земле, возраст которой составляет 2,5−3,6 млрд лет. Главная особенность пород Кратона Пилбара состоит в том, что они магнитно ориентированы, то есть сохранили записи магнитного поля Земли в том виде, в каком оно существовало, когда камни охлаждались и затвердевали.

Учитывая известный возраст базальта, эти магнитные подписи помогли определить то, как двигались камни на протяжении миллионов лет. Исследователи смогли доказать, что камни находились в движении 3,35−3,18 млрд лет назад, и что они смещались в горизонтальном направлении со скоростью около 2,5 сантиметров в год.

Ещё больше по темам