Обожжённое время: как делают эмалевые циферблаты

Медный диск, посыпанный перетертым до состояния пудры стеклом, запекается при 800 °C. А потом еще раз. И еще. И еще. И каждый раз мастер знает: именно сейчас все может сорваться, треснуть, расколоться. В брак обычно уходит 70% продукции. Так делают циферблаты.

Мы в городке Ле-Локль во французской части Швейцарии, в небольшом здании на улице Л«Авенир, в тепле и сухости, хотя снаружи проливной — привычный для этого региона — дождь. Клод-Эрик Жан, директор компании Donzé Cadrans S.A., с горящими глазами рассказывает о деле своей жизни — производстве эмалевых циферблатов. Впрочем, первым делом он показывает нам дисковый номеронабиратель от старого телефона. «С этого мы начинали», — говорит он.

  • Насыпается «дедовским методом», из деревянной ступки, по которой равномерно постукивают деревянным пестиком.
    Необожжённая эмаль
    Насыпается «дедовским методом», из деревянной ступки, по которой равномерно постукивают деревянным пестиком.

Циферблаты здесь делают точно так же, как и в начале 1800-х. Но — вот удивительно! — компания Donzé Cadrans была основана мастером по эмали Франсисом Донзе менее полувека назад, в 1973 году. Сегодня она делает эмалевые циферблаты для различных брендов, но входит в состав часовой мануфактуры Ulysse Nardin. Почему же не используются современные станки, лазерная гравировка и резка? «Потому что, — отвечает Жан, — хайтек тут не работает. Здесь нет никакой принципиальности — если бы существовала техника, способная заменить человека в этой области, мы бы тут же ее купили.

  • В данном случае — цветная однородная. Но точно так же в печь «уходит» белая эмаль и многоцветный циферблат ручной работы. Это один из самых ответственных моментов — если не выдержан температурный и временной режим, вся работа загублена.
    Эмаль отправляется в печь
    В данном случае — цветная однородная. Но точно так же в печь «уходит» белая эмаль и многоцветный циферблат ручной работы. Это один из самых ответственных моментов — если не выдержан температурный и временной режим, вся работа загублена.

Белая эмаль

Все начинается с медной заготовки — простого металлического кружка с двумя направляющими крепления с оборотной стороны. Мастер кладет его на специальную подставку и насыпает эмаль. Да, именно насыпает, как из солонки. В одной руке у него деревянная емкость с отверстиями, в другой — деревянная палочка. Удар — и немножко похожей на песок белой субстанции ссыпается на заготовку.

Первым слоем эмалируются обе стороны заготовки. Обратная — грубо, без особой тщательности. Она работает «противовесом», так называемой contre-émail, контрэмалью. При нагревании эмаль стягивается, стремясь изогнуть заготовку, а слой с другой стороны мешает это сделать. Сама заготовка изначально не плоская, а куполообразная — с теми же целями, это так называемая предварительная деформация. После тепловой обработки циферблат выпрямится.

  • Нанесение эмали на орнамент-гильош.
    Техника flinqué (эмаль на гравировке)
    Нанесение эмали на орнамент-гильош.

Существуют сказки, говорит Жан, про «холодную эмаль». Так вот — такого не бывает. Вся работа с эмалью происходит при температурах свыше 600 °C (они называют это термином grand feu, «большой огонь»). Десять-двенадцать заготовок отправляют в печь и извлекают оттуда через считаные минуты. Иногда мастер может отправить циферблаты на «досушивание». И так делается с каждым слоем — первым, вторым, вплоть до пятого. Последнее «запекание» — уже с нанесенной с помощью специального клише черной эмалью, формирующей картинку, цифры, часовые метки.

  • Готовый циферблат, выполненный в подобной технике.
    Техника flinqué
    Готовый циферблат, выполненный в подобной технике.

Во время любой из сушек эмаль может треснуть. Поразительно, но этого чаще всего не видно снаружи — зато легко можно обнаружить по звуку: эмаль без внутренних трещин звенит иначе. И даже будучи такой хрупкой, ведь по сути это толченое стекло, под стеклом часов она может прослужить несколько столетий. В самом конце циферблат обрезается по размеру: заготовка больше, поскольку по краям эмаль тоньше и может потрескаться или обгореть.

Удивительно, но циферблаты делают всего шесть человек в одной небольшой мастерской. На память Жан дал нам несколько бракованных экземпляров, напоминающих мягкие часы Сальвадора Дали.

  • Изготовление проволочных перегородок.
    Техника cloisonné (перегородчатая эмаль)
    Изготовление проволочных перегородок.

В мастерской делают также заказные, уникальные цветные циферблаты ручной работы в одной из трех специфических техник — flinqué, cloisonné и сhamplevé, предназначенных не для меди, а для золота и серебра. Тонкостей множество — например, нанесение одной и той же красной эмали на серебро дает коньячно-оранжевый оттенок, а на золоте цвет остается рубиново-красным.

Технологии цветных циферблатов

  • Начальная стадия: выкладывание изображения проволочками.
    Техника cloisonné
    Начальная стадия: выкладывание изображения проволочками.

Flinqué (эмаль на гравировке)

На серебряную или золотую заготовку вручную наносят тончайший орнамент в виде сети волнистых линий — гильош (как на бумажных купюрах). Затем поверх гильоша кисточкой накладывают цветную эмаль (обычно в четыре слоя, запекая каждый по очереди при 820°С). Техника применяется для получения рельефных одноцветных циферблатов.

  • Заполнение участков изображения различными эмалями.
    Техника cloisonné
    Заполнение участков изображения различными эмалями.

Сhamplevé (выемчатая эмаль)

В этой технике, известной уже почти 2000 лет, работают два специалиста — гравер и мастер по эмали. Гравер наносит изображение — это занимает порядка 15 часов, а второй специалист заливает эмаль в ниши рисунка. Результат затем полируют, получая плоский рисунок с заметным 3D-эффектом.

  • Готовый циферблат.
    Техника cloisonné
    Готовый циферблат.

Сloisonné (перегородчатая эмаль)

Самая сложная техника. Рисунок не гравируется, а выкладывается тончайшими золотыми проволочками шириной до 0,07 мм и высотой 1 мм на золотой основе (серебро не подходит из-за температурных свойств). Образованные проволокой участки заполняются различными эмалями. Суммарно такой циферблат делается более 50 часов, выдерживая до 12 последовательных запеканий. В брак уходит около 30% работы.

  • Этот стенд висит на стене мастерской. Здесь можно посмотреть, как выглядят различные оттенки после запекания.
    Выставка эмалей
    Этот стенд висит на стене мастерской. Здесь можно посмотреть, как выглядят различные оттенки после запекания.

©  Популярная Механика