Обогреватель для лунных модулей: зачем нужна эта разработка?

28.01.2022, 11:26
Компания Masten представила систему NITE, которая использует химические реакции для обогрева электроники посадочного модуля.
Никита Шевцев
Обогреватель для лунных модулей: зачем нужна эта разработка?

Вместо радиоизотопных генераторов и литий-ионных батарей эта система просто сжигает остатки космического корабля и греется за счет полученной энергии

Сила тяжести на Луне составляет всего одну шестую, небольшое количество воды находится в тени полярных кратеров или заперто в скалах, почва состоит из абразивных частиц, которые прилипают ко всем видам материалов за счет статического электричества. Поверхность спутника постоянно бомбардируется космическими лучами, а атмосфера настолько разрежена, что, по сути, представляет собой вакуум.

Условия на Луне не из лучших, однако спутник Земли может стать удобным плацдармом для человечества для путешествия на другие планеты. Но для этого сначала нужно создать устойчивые к экстремальным воздействиям спускаемые аппараты. В частности, они должны выдерживать условия 14-дневной холодной лунной ночи.

С 1960-х годов инженеры столкнулись с двумя альтернативами. Они должны были либо построить космический корабль, который прослужит максимум 14 солнечных дней, и смириться с тем, что он будет уничтожен ночью, либо работать над тем, чтобы сохранить его в тепле до восхода солнца. 

Обычным методом нагрева, используемым американскими, российскими и китайскими миссиями, было оснащение посадочных аппаратов и приборных комплектов радиоизотопными термоэлектрическими генераторами (РИТЭГ), которые используют распад радиоактивных элементов для получения тепла, а иногда и электроэнергии.

Более недавней альтернативой стало использование литий-ионных или щелочных батарей, которые имеют большую плотность хранения энергии. Они далеко не так эффективны, как РИТЭГи, требуют большего объема, а также системы циркуляции тепла, и их необходимо заряжать с помощью солнечных батарей каждый день, но они дешевле, не требуют ядерного топлива и в целом безопаснее в обращении.

Система NITE использует другой подход к проблеме нагрева. Ее создатели предлагают использовать металлы и оставшийся окислитель из двигательной установки приземлившегося корабля для генерации экзотермической химической реакции и получения тепла и энергии в течение лунной ночи. Днем система отключается, чтобы не перегреть установку.

©  Популярная Механика