Обнаружены две новые потенциально жизнепригодные экзопланеты?

Международная исследовательская группа из Калифорнийского университета в Санта-Крузе обнаружила, что 4 планеты, схожие с по размеру с Землей, вращаются вокруг ближайшей звезды солнечного типа Тау Кита, которая находится примерно в 12 световых годах от нас и видна невооруженным глазом. Массы этих планет — всего лишь 1,7 массы Земли; они — одни из самых небольших планет, когда-либо зафиксированных вокруг ближайших звезд-аналогов Солнца. Две планеты представляют собой суперземли, обнаруженные в обитаемой зоне звезды (это значит, что они могут иметь на своей поверхности жидкую воду).

Астрономы заметили данные планеты, наблюдая за колебаниями в движении Тау Кита. Для этого они использовали методы, достаточно чувствительные для того, чтобы засечь отклонения в движении звезды, происходящие со скоростью 30 сантиметров в секунду.

Fabo Feng
Сравнение четырех планет нашей Солнечной системы (снизу) и четырех планет, вращающихся вокруг Тау Кита (сверху)

Звезда недалеко от Земли ведет себя очень странно

10 популярных медицинских мифов

По словам Стивена Вогта (Steven Vogt), профессора астрономии и астрофизики, исследователи сейчас пересекают важный рубеж: благодаря очень сложному моделированию больших объемов данных (собранных от разных наблюдателей), они могут отделить шум, вызванный активностью звездной поверхности, от очень слабых сигналов, генерируемых гравитационными толчками планет, схожих с Землей по своей массе.

По словам ведущего специалиста исследования Фабо Фэна (Fabo Feng), ученые начали использовать новые методы, позволяющие удалять шум из данных; это позволит обнаруживать слабые планетарные сигналы и поможет в детектировании землеподобных планет.

Две внешние планеты, вращающиеся вокруг Тау Кита, могут быть обитаемыми, однако массивный остаточный диск (диск из пыли и обломков на звездной орбите) снижает эту вероятность, так как он активно бомбардирует планеты астероидами и кометами.

Астрономы продолжают совершенствовать свои методы, учась отличать колебания планет от колебаний, вызванных активной звездной поверхностью. Это, по словам соавтора исследования Микко Туоми (Mikko Tuomi), позволит проверить, действительно ли две обнаруженные внешние планеты у звезды Тау Кита — потенциально жизнепригодны.

Исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal.