Объект 279: самый необычный танк, похожий на НЛО

В мировом танкостроении давно наблюдается застой, постепенно переходящий в кризис. Исчерпаны внутренние резервы для совершенствования классической модели. Остро требуются свежие идеи. Эксперименты и поиск новых решений иногда приводят к довольно экзотическим результатам. Например, к созданию боевых машин с нестандартной формой корпуса и танков с сочлененным двухкорпусным шасси.
04bf0ac3fc62aed34f84ad0eda7b3649_cropped
Алексей Ардашев
25 мая 2018 14:30

Обсудить 3

Ядерное оружие поставило новые задачи перед конструкторами танков. В войне нового типа танкам придется не преодолевать противотанковую оборону противника, а действовать в «ядерной пустыне», образовавшейся на месте нахождения этого самого противника. При этом танк должен устоять против ударной волны ядерного взрыва, светового, зажигательного и радиоактивного его воздействия.

«Объект 279» является примером «экстремального» подхода к конструированию, когда одному техническому показателю боевой машины (в данном случае — устойчивости к ударной волне ядерного взрыва) приносятся в жертву все остальные. Длина с пушкой вперед: 10 238 мм, ширина: 3400 мм, высота: 2475 мм, скорость: 55 км/ч, запас хода: 250 км, глубина преодолеваемого брода: 1,2 м.

«Летающая тарелка» для ядерной войны

В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке есть необычный экспонат — советский тяжелый танк «объект 279», похожий на летающую тарелку, только на гусеницах и с башней. Как и большинство других опытных тяжелых танков, он не был принят на вооружение Советской армии и остался в единственном экземпляре.

На основании тактико-технических требований (ТТТ), разработанных ГБТУ Советской армии, в 1957 году в КБ Кировского завода под руководством Л.С. Троянова был разработан проект нового тяжелого танка для действий в условиях всеобщей ядерной войны. Этот единственный образец уникальнейшей боевой машины имел четыре гусеницы и много других оригинальных конструкторских решений.

Гипотетический танк будущего Гипотетический танк будущего Машина состоит из двух шарнирно соединенных секций. В первой находится МТО (моторно-трансмиссионное обеспечение), экипаж (механик-водитель, командир и/или наводчик-оператор) и платформа с вооружением (вынесенное на лафете артиллерийское орудие). Во второй секции — десантное отделение. Экипаж 2−3 человека, десант 8 человек, основное вооружение — 76,2-мм автоматическая пушка в вынесенной установке. Танк оборудован встроенной тандемной динамической защитой, компьютерной системой управления оружием, средствами связи, активной и пассивной защиты. Модульная компоновка позволяет заменить десантное отделение на другое: с дополнительным боекомплектом, зенитными ракетами, средствами разминирования или РСЗО (реактивной системой залпового огня). Автор концепции Л. Карякин.

16-цилиндровый дизель 2ДГ8-М с горизонтальным расположением цилиндров развивал мощность в 1000 л.с. при 2400 об/мин (мог устанавливаться двигатель ДГ-1000 мощностью 950 л.с.). Мотор оснащался гидромеханической трансмиссией. Ходовая часть включала гидропневматическую подвеску и единственный в своем роде гусеничный движитель, в состав которого входило четыре гусеницы с закрытым металлическим шарниром, что резко повышало устойчивость танка к противотанковым минам. Каждый движительный блок из двух гусениц включал шесть сдвоенных опорных катков и три поддерживающих ролика. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость и исключала посадку танка на днище (гусеницы закрывали практически всю его поверхность). Но ходовая часть оказалась слишком сложной в эксплуатации.

Первый опытный образец был изготовлен ЛКЗ в 1959 году, еще два намечались к 1960-му, но их сборку так и не завершили: было принято решение об отказе от тяжелых и сверхтяжелых бронемашин как класса — им на смену пришли так называемые основные боевые танки.

Тяни-толкай

Одна из причин, тормозящих развитие танкостроения, — недостаточность объема корпуса и башни под броней. Габариты танка жестко ограничены: ширина — железнодорожными габаритами, длина — требованиями к маневренности, высота — условиями малозаметности в бою.

  • Оружие

    Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было

  • Оружие

    Танковый таран — оружие смелых

Внутренний забронированный объем танка полностью заполнен оружием, механизмами, агрегатами, боеприпасами, топливом и экипажем. Конструкторы борются за каждый лишний боеприпас и литр топлива. К тому же современный танк оброс дополнительными системами: пожаротушения, радиационной, противоминной и других видов защиты, устройствами для преодоления водных преград и самоокапывания, дымопуска и лазерного противодействия. Многие элементы вынесены наружу и не защищены — например, приборы наблюдения. Классическая конструкция ходовой части и система управления не позволяют заметно повысить проходимость и среднюю скорость движения по дорогам.

На сегодня самый простой и достаточно эффективный путь повышения боевых качеств танка, позволяющий выйти из сложившегося тупика, — это отказ от привычной компоновки.

Бронированная черепаха

Корпус танка был сварен из четырех литых блоков, башня — литая. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивалась 122-мм бронебойным и 90-мм кумулятивным снарядами в секторе обстрела в 3600, т. е. со всех сторон! Толщина лобовой брони корпуса была в два раза больше по сравнению с серийным танком Т-10М. Противокумулятивные экраны дополняли обводы криволинейной конструкции литого корпуса до вытянутого эллипсоида и придавали ему форму «летающей тарелки». «Объект 279» имел наименьший забронированный объем (11,47 м3) среди всех тяжелых танков того времени.

Он был вооружен мощной 130-мм пушку М-65 с полуавтоматическим механизмом заряжания и оснащен механизированной боеукладкой. С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ. В танке был установлен 2-х плоскостной стабилизатор вооружения «Гроза», прицел-дальномер ТПД-2С, полуавтоматическая система наведения, ИК-приборы ночного видения. Боекомплект бронемашины включал 24 выстрела к орудию и 300 патронов к пулемету. Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, заряжающего (автомат заряжания еще не был разработан) и механика-водителя.


Пожертвовав одним из геометрических параметров танка — его ограниченной длиной, — можно резко увеличить полезный забронированный объем для размещения дополнительного комплекта боеприпасов, топлива, увеличить число членов экипажа. Этой идеей руководствовались конструкторы, предложившие использовать сочлененный корпус, каждая часть которого имеет свое гусеничное шасси. Такая схема «сдвоенного» танка была разработана фирмой «Нодвелл» еще в начале 1950-х годов. Особенно хорошо она проявила себя в амфибийных машинах, резко улучшив их проходимость.

Танк-БМП с вынесенным вооружением Танк-БМП с вынесенным вооружением В начале 1999 года была изготовлена и испытана действующая модель сочлененного танка. Корпус машины состоит из предельно сближенных друг с другом и связанных шаровым шарниром тоннельной конструкции гусеничных секций. При повороте на 160° обеспечивается достаточная поворачиваемость при движении с наименьшим радиусом поворота до 40 м (при кинематическом способе поворота). Управляемое механиком-водителем изменение длины опорной базы с отношением база/колея с 4 до величины 1,8 позволяет выполнять повороты с радиусом 6,0−6,5 м. Это соответствует параметрам поворота классического моноблочного короткобазного гусеничного танка, выполняемого по бортовому способу.

При почти тех же габаритах, что и Т-72 (длина корпуса которого 7,56 м), сочлененный танк имеет значительно больший забронированный объем. Возможность производить повороты двумя способами избавляет длиннобазовую сочлененную гусеничную машину от существенного недостатка — малой поворотливости. Такая машина может выполнять и шаговое (лаговое) перемещение. Испытания подтвердили высокую живучесть ходовой части, которая обеспечивает движение и управляемость при поломке или потере до трех гусениц (!).

Сочлененная система (ее еще называют двухзвенной или спаркой) широко применяется в качестве гусеничного вездеходного транспорта. В Канаде были разработаны очень удачные образцы таких спарок. В Швеции были созданы машины BV206, в нашем Отечестве — ДТ-10П на Ишимбаевском заводе. Предпринимались попытки создать и боевую машину. В начале 1980-х шведскими специалистами были созданы и испытаны опытные образцы легкого сочлененного танка UDEX XX20. Эта машина состоит из двух шарнирно соединенных между собой секций с активным гусеничным движителем. Основное вооружение — германская 120-мм гладкоствольная пушка с дульным тормозом фирмы «Бофорс», смонтированная в качающемся поворотном лафете и вынесенная над корпусом, в котором размещается экипаж из трех человек. Во второй машине находятся дизельный двигатель, автомат заряжания пушки и топливо. При общей боевой массе более 20 т этот танк во время испытаний на заснеженной местности развивал скорость до 60 км/ч.

Между собой секции танка связаны двумя телескопическими гидравлическими цилиндрами, с помощью которых взаимное положение секций может меняться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Благодаря такому конструктивному решению танк способен преодолевать различные препятствия, в том числе и высокие вертикальные стенки, за счет подъема носовой части передней секции. При транспортировке секции легко разъединяются.

По замыслу конструкторов, используя принцип сочленения секций, можно будет создать сравнительно легкий и с малым силуэтом танк с мощным вооружением и высокой проходимостью. На базе сочлененного танка могут быть созданы также самоходная установка, вооруженная ПТУР и 40-мм пушкой, и бронетранспортер, в котором экипаж и десант (2+8 человек) будут находиться не в передней, а в задней (второй) секции — на ее крыше планируется установить 25-мм автоматическую пушку.

Известен американский проект легкого танка сочлененной схемы, вооруженный крупнокалиберным орудием. В Бронетанковой академии им. Малиновского также велись работы по обоснованию своеобразного «тяни-толкая» — сочлененной боевой гусеничной машины. Но далее составления научного отчета дело не пошло.

Наследники идеи

Варианты бронированных «колесниц», скомпонованных по двухзвенной схеме, предлагаются регулярно. Чаще всего переднее звено похоже на обычный танк, а второе выполняют в виде БМП для транспортировки пехоты с полным комплектом противопехотного оружия или монтируют на него противотанковый или зенитный комплекс.

Идеи очень многообещающие, но, как всегда, вопрос упирается в деньги. Кроме того, в военных кругах еще не устоялись взгляды на тактику боевого применения подобных «тяни-толкаев». А если не понятно, как составить на них ТТТ, то их разработку никто и не будет заказывать.

Но в любом случае, какая бы компоновка ни была принята, без танков как машин эшелона передней линии невозможно будет успешно решать боевые задачи в обозримом будущем.

©  Популярная Механика