О чем говорит любовь к фильмам ужасов: ученые дали ответ

Исследование психологов из Индии выявило устойчивые связи между выбором фильмов и основными чертами характера, так называемой «Большой пятеркой» личностных факторов — экстраверсией, доброжелательностью, сознательностью, нейротизмом и открытостью новому опыту.
В эксперименте приняли участие 300 студентов в возрасте от 20 до 23 лет, все они были носителями или свободно владели английским языком. Участникам предлагалось выбрать любимый жанр кинофильмов среди шести предложенных вариантов — приключения, драма, комедия, романтика, ужасы и детектив, а также пройти тест из 44 вопросов, оценивающих основные черты личности. Затем психологи сопоставили эти данные, чтобы проследить, как вкус в кино может быть связан с индивидуальными особенностями личности.
Результаты оказались весьма любопытными. Выяснилось, что любители приключенческих фильмов чаще оказываются активными и общительными, но при этом они менее склонны к самодисциплине и излишней тревожности. Любители драм, напротив, демонстрировали высокий уровень ответственности и эмоциональной чувствительности, но чаще были интровертами — то есть, они предпочитали быть скорее наблюдателями, чем участниками событий.

Интересно, что комедии, кажется, объединили всех: никаких статистически значимых связей с чертами личности у этого жанра найдено не было. Возможно, это связано с тем, что юмор универсален и посмеяться любят самые разные люди независимо от их характера.
Романтические фильмы предпочитают эмоционально восприимчивые личности, открытые новому опыту, но при этом более замкнутые и менее склонные к социальному взаимодействию. Это сочетание интроверсии с эмоциональностью создает особый тип зрителя, который ценит глубину чувств на экране.
Неожиданным открытием стало то, что фанаты фильмов ужасов оказались экстравертами с высоким уровнем дружелюбия и организованности. Они менее эмоционально реактивны и не склонны к абстрактным идеям — возможно, именно поэтому они могут спокойно наслаждаться пугающими сценами.
Любители детективов продемонстрировали высокую открытость новому, что логично — разгадывание загадок требует любопытства и гибкости мышления. Однако они менее склонны к структурированности и социальной гармонии, предпочитая индивидуальное решение задач командной работе.

Авторы подчеркивают, что исследование имеет свои ограничения: его результаты применимы только к узкой группе — студентам из Индии. Тем не менее связь между личностью и культурными предпочтениями выглядит закономерной: мы интуитивно выбираем фильмы, которые откликаются нашему внутреннему миру. Ученые предполагают, что понимание этих закономерностей может пригодиться не только психологам, но и, например, кадровикам, которым порой приходится угадывать, впишется ли кандидат на новую должность в коллектив и подойдет ли ему именно такая работа. Однако до практического применения наработок пока что еще далеко, ведь вкусы в кино зависят не только от характера, но и от особенностей воспитания, культуры, окружения и просто сиюминутного настроения.
Ранее ученые выяснили, почему некоторые люди не учатся на своих ошибках.
