О больших перспективах Apple Music
Запуск Apple Music состоится буквально сегодня вечером. Большинство аналитиков и журналистов не высказывают сомнений, что сервис станет крайне популярным. Даже несмотря на то, что и у Apple бывают промахи с новыми продуктами и, о ужас, проблемы с законом.
Мы в курсе, что в последнее время компания из Купертино находится под пристальным надзором правительственных органов по вопросам, связанным с антитрестовым законодательством. Одна только давняя история с iBookstore чего стоит. В Apple до сих пор не принимают приставленного к этой сфере ее деятельности надзирателя. В преддверии запуска Apple Music фирму обвинили в нежелании платить исполнителям кровные роялти в течение тестового трехмесячного периода. Певица Тэйлор Свифт устроила по этому поводу настоящую публичную разборку с Apple. К слову, в руководстве компании быстро и вполне адекватно отреагировали на ее выпад. Более того, в итоге переписка звезды с самим Эдди Кью положила начало открытому общению старшего вице-президента Apple по программному обеспечению со всеми желающими через Twitter.
В этом контексте напрашивается вывод, что производитель iPhone не только не понес ущерба из-за нежелания платить роялти музыкантам. Напротив, перепалка с Тэйлор Свифт возымела обратный эффект. Она обеспечила Apple дополнительную рекламу новой музыкальной платформы и показала, что сами руководители компании готовы оперативно решать проблемы и открыто обсуждать с желающими волнующие их вопросы. Это даже подтверждают аналитики из сферы маркетинга.
Я не думаю, что данный эпизод мог навредить их [Apple] бренду. Более того, он привлек еще больше внимания к новинке буквально за неделю до ее запуска.
Джордан Коен, директор по маркетингу в рекламной фирме Fluent
Еще аналитики видят в Apple Music огромный потенциал. Сервис способен за пару следующих лет привлечь около 100 млн подписчиков, так считает Джен Доусон, главный аналитик из Jackdaw Research. Такой показатель прекрасен, если сравнить его с 41 млн подписчиков, совокупным количеством пользователей, которыми все вместе платные потоковые сервисы обзавелись за прошлый год. (По данным Международной федерации фонографической промышленности в Лондоне.)
В последние годы Apple вообще очень умело справляется со всякого рода критикой. Она умудряется даже при заметных проблемах не просто держать марку, но и оставаться самой популярной и прибыльной технологической компанией в мире. По мнению аналитиков, пока потребители активно скупают компьютеры Mac и iOS-устройства, Apple может даже не обращать внимания на критику. По крайней мере, на ту, что не способна повлиять на спрос и популярность. Тогда как на замечания известных людей вроде Тэйлор Свифт реагировать приходится, все-таки певица пользуется популярностью среди американской публики.
Она говорит правильные вещи. И у нее достаточно влияния, чтобы заставить даже такие бренды как Apple прислушаться к ней.
Эрик Эшдаун, основатель сервиса по созданию музыкальных ремиксов Indiloop
Даже представители правительства и закона могут быть удивлены тем, что 25-летняя поп-звезда смогла буквально за день заставить Apple изменить политику, ведь им самим это не под силу. На данный момент в Европе и США ведутся расследования по вопросу работы Apple Music. Компанию подозревают в давлении на музыкальные компании (или, напротив, в сговоре с ними), в результате которого большинство из них отказывается от поддержки freemium-сервисов вроде Spotify в пользу платной платформы от Apple. Хотя подкрепить такие обвинения антимонопольным комиссиям пока нечем. Например, группа лэйблов Universal Music Group даже составила письмо генеральным прокурорам штатов Нью-Йорк и Коннектикут. В нем UMG официально сообщила, что не сговаривалась с Apple против конкурирующих с ней бесплатных музыкальных сервисов, работающих на основе рекламы.
К тому же потребителей почти никогда не интересуют нормативно-правовые вопросы и споры. Бренд, качество, опыт использования — вот что движет ими, когда они делают выбор в пользу Apple. Итоги второго финансового квартала этого года являются тому доказательством. Продажи iPhone выросли в годовом исчислении на 40%, а продажи Mac — на 10%. В распоряжении компании из Купертино находится более 193,5 млрд наличных средств.
Когда вы думаете об Apple, вы думаете о простоте использования и отличных продуктах. И только, когда с качеством гаджета начинаются проблемы, вы задумываетесь о своем выборе.
Грег Портелл, партнер в международной консалтинговой фирме A.T. Kearney
При этом нельзя сказать, что Apple — абсолютно беспроблемный производитель. Бывала проруха и на популярнейший технологический бренд. Вспомним хотя бы известный «антеннагейт», случившийся с iPhone 4 в 2010-м. Но были ли у этой проблемы какие-то последствия, повлиявшие на популярность iPhone? Нет. Продажи смартфона продолжают удивлять своими масштабами.
С операционными системами, что OS X, что iOS у Apple также случались затруднения. Пример — iOS 8, баги, приводящие к утрате сигнала сотовой сети, проблемы в работе сенсора Touch ID. Когда возникают подобные неполадки, сам собой напрашивается вопрос о том, не начала ли компания снижать качество производимой продукции?
Эти проблемы были, наверное, первыми, о которых я постоянно слышал от друзей, родных и просто знакомых, не имеющих отношения к технологической индустрии. Народ начал задумываться, почему же у них вечно что-то не работает.
Бен Баджарин, аналитик из Creative Strategies
Само собой, инженеры в Apple не бездействуют. Так, решено предоставить бета-версию iOS 9 самым любопытным пользователям для тестирования уже в июле, еще до официального выхода прошивки, намеченного на осень. Такой подход поможет Apple быстрее выявить возможные ошибки в работе новой версии iOS, еще до того, как она станет официально доступной широким массам.
Вообще в технологический индустрии неполадки, недоработки и связанные с ними проблемы вредят компаниям гораздо сильнее, чем всякие правительственные запреты и предписания. Например, в 2001 году Министерство юстиции США открыло антитрестовое дело против Microsoft. Однако это не помешало компании из Рэдмонда развиваться и успешно работать и дальше. По словам аналитика Бена Баджарина, проблемы у Microsoft начались тогда, когда производитель решил заняться производством мобильных устройств.
К слову о критике. Нельзя сказать, что Apple игнорирует любые негативные комментарии, за исключением тех, что высказывают популярные и влиятельные люди. Это далеко не так. Именно в результате общественного недовольства руководство компании пересмотрело свою политику в сфере кадрового разнообразия. Компания из Купертино изучила работу партнерских азиатских фабрик по производству комплектующих и стала принимать активное участие в контроле над их организацией рабочего времени и условий труда.
Само собой, реакция публики на Apple Music не останется незамеченной, ведь это в интересах создателя новой платформы. По мнению представителей музыкальной сферы, самой важной задачей Apple сейчас является необходимость сохранить простоту концепции, как в оригинальном магазине iTunes, где все треки стоили $1. Ведь именно благодаря такому подходу платформа iTunes и стала крупнейшим онлайновым музыкальным магазином и самым прибыльным продуктом в этой индустрии.
Но с Apple Music не все так просто. Это платформа с множеством особенностей, которые демонстрируют, насколько сложной сейчас стала музыкальная индустрия. Среди функций Apple Music — и потоковый сервис наподобие Spotify, и медиа-платформа, похожая на SoundCloud, и радио, которое должно конкурировать с интернет-проектами вроде Pandora или спутниковым радио Sirius XM.
На данный момент ценность бренда [Apple] настолько весома, что пара ошибок уж точно не навредит их репутации. Но если ошибок будет больше, то соответствующая часть бизнеса начнет приходить в упадок.
Грег Портелл, аналитик A.T. Kearney
[New York Times]