Новый закон о популяризаторской деятельности может «убить» научные лектории
«Убийственный» законопроект уже приняли в первом чтении, но у всех, заинтересованных в дополнительном образовании, еще есть шанс повлиять на ситуацию
В ноябре 2020 года группа сенаторов и депутатов Государственной Думы РФ вынесла на рассмотрение проект поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации». Все предложенные чиновниками поправки касаются регулирования просветительской деятельности в стране. В рамках поправок просветительская деятельность определяется максимально размыто, так что под нее можно подвести не только научные лектории, но и любые оффлайн- и онлайн-мероприятия, которые направлены на обучение вне рамок образовательных программ.
В законопроекте также предлагается ввести дополнительные меры для контроля деятельности просветительских мероприятий. В частности, если поправки в закон «Об образовании» примут, то для проведения мероприятий вне образовательных программ просветительским организациям придется получать лицензию и согласовывать содержание каждой лекции с вышестоящими федеральными органами. Это увеличит количество бюрократии и может парализовать и без того работающую во многом на энтузиазме просветительскую деятельность в России.
В конце декабря прошлого года законопроект уже был принят в первом чтении. Теперь до 21 января чиновники должны внести поправки в свой законопроект и представить его на рассмотрение во втором чтении. О том, чем грозит принятие закона для образовательных мероприятий в России, уже писал «Коммерсант».
Сообщество популяризаторов и научных журналистов крайне негативно восприняло законопроект. На сайте Change.org появилась петиция «Против поправок о просветительской деятельности» в адрес Государственной Думы. В ней астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов просит чиновников «учесть голос просветительского сообщества и миллионов россиян, составляющих аудиторию научно-популярных лекций и фестивалей». До 21 января у просветительского сообщества еще есть шанс повлиять на ситуацию.