Новый главред Forbes — РБК: «Мы останемся неудобным изданием»
С осени 2015 года российским журналом Forbes владеет Александр Федотов, бизнесмен и владелец издательского дома «Артком Медиа» (журналы Numero, SNC, Golf Digest, Interni, Port) и 80% «Лез Эдисьон Жалю Рюсси» (L«Officiel). В интервью РБК в октябре он отметил, что журнал в будущем постарается «не заходить в политику».
После закрытия сделки Forbes покинули несколько крупных руководителей: гендиректор Axel Springer Russia (в него Forbes входил до продажи) Регина фон Флемминг, главный редактор Forbes Life и Forbes Woman Юлия Таратута и, как стало известно 14 января, главный редактор самого Forbes Эльмар Муртазаев.
Новым главным редактором стал Николай Усков, бывший главный редактор журнала GQ (2003–2012 годы) и проекта «Сноб» (2012–2015), не имеющий опыта в деловой журналистике. В интервью РБК он рассказал, что будет происходить с Forbes дальше.
— Объясните, пожалуйста, какая сейчас будет расстановка сил в издании. Из пресс-релиза как будто бы следует, что вы будете курировать приложения, сайт Forbes, клуб, но не журнал, а журналом будет заниматься шеф-редактор Николай Мазурин. Это так?
— Не совсем так. Я главный редактор Forbes и отвечаю за весь продукт в целом. Мы с Александром [Федотовым, новым владельцем] обсуждали, как только он поднял эту тему со мной в разговоре, что моим заместителем обязательно должен быть человек из команды, причем именно такой человек, как Николай Мазурин. Команда, которая делает нынешний Forbes, — это команда больших профессионалов, я очень ее ценю и давно с большим интересом слежу за журналом в разных его редакциях.
Я считаю, что в таком виде у нас более устойчивая конфигурация — я отвечаю за продукт в целом, но есть люди, которые делают, в частности, рейтинги, визитную карточку этого издания. Именно за рейтинги всегда отвечал Николай Мазурин. Просто у нас так расставлены акценты — мы хотим подчеркнуть, что мы сохраняем редакционную политику издания неизменной.
— Обсуждали ли вы уже с Александром Федотовым и Натальей Гандуриной, гендиректором «АС Медиа», компании, на которую сейчас оформлен Forbes, новую концепцию издания? Будет ли что-то меняться в журнале?
— Наверное, какие-то изменения возможны и необходимы, все должно меняться — меняется мир. Но пока о них говорить рано. Очевидно, что самые большие резервы у Forbes в сфере digital. Насколько я знаю, существует некая новая версия сайта. Я ее еще не видел, она сейчас тестируется, но я хочу с ней познакомиться, понять, насколько она соответствует моим представлениям и ожиданиям о том, как должен выглядеть современный digital-проект. На сегодняшний день я бы хотел сосредоточиться на этом.
К тому же, не надо забывать, что это международный журнал — мне бы хотелось, чтобы эта международность более четко и ясно присутствовала в редакционной политике.
— Что это означает?
— Мне бы хотелось, чтобы было больше синдикации американской, больше рейтингов, которые делаются по американской методике. Если вы посмотрите на сайт Forbes.com, там достаточно много интересных рейтингов, которые можно было бы адаптировать для России. К тому же, есть несколько вещей, которые прекрасно опробовал «Сноб», который был вообще пионером в этом, а потом использовал Forbes.com, но почему-то не использует Forbes.ru. Скажем, система Forbes contributors, которая очень похожа на блогеров «Сноба». Почему-то на Forbes.ru этого нет, но было бы естественно, чтобы было. Я бы хотел, чтобы мы запустили этот проект контрибьюторов, блогеров как можно быстрее.
Детальнее я смогу сказать о своих идеях после того, как поработаю в журнале некоторое время.
— Федотов в интервью РБК говорил, что в российском Forbes много политики, а ему бы хотелось, чтобы это был журнал больше про бизнес и экономику в чистом виде. Вы тоже хотите делать такой журнал?
— Во-первых, в России не существует чистого бизнеса, с нашей ролью государства в нем. Поэтому совсем без политики невозможно. Но вообще, Forbes, конечно, журнал про людей, которые делают деньги, а не про политическую борьбу с кровавым режимом или еще что-нибудь в этом роде. Политическая тема не может быть выведена за рамки Forbes, потому что мы живем в такой стране как Россия Но мы должны быть принципиальны в вопросах, которые имеют отношение к нашему формату, и, может быть, менее принципиальны в вопросах за пределами этого формата. То есть мы можем об этом писать, а можем не писать. Но что касается политики государства в области экономики, интересов тех или иных финансово-промышленных групп, в том числе, государственных, то здесь Forbes останется неудобным изданием.
— Всех беспокоит судьба рейтинга зарплат государственных менеджеров. Обсуждалось, что он может исчезнуть из Forbes, потому что новый владелец высказывал сомнения в том, что он нужен. На ваш взгляд, этот рейтинг нужен журналу, он останется?
— Вы знаете, я хотел бы в нем еще разобраться, но вообще Forbes славится подобными публикациями. Например, американский Forbes сделал чудеснейшую историю про то, что состояние Дональда Трампа сильно завышено. Это вызвало чудовищный скандал в США. И мне такие истории очень нравятся.
Другое дело, что за ними должна стоять реальная арифметика. Я в данном конкретном случае не знаю, насколько веские у редакции аргументы были в том, чтобы объявить такие зарплаты у топ-менеджеров некоторых российских госкомпаний. Если эти основания были весомыми, то, несомненно, мы будем такие вещи делать и дальше. Если они были не очень весомыми, то наверное, мы будем пытаться найти более весомые.
Безусловно, это важно и нужно, и я думаю, что Александра [Федотова] в данном случае просто неправильно поняли. Если у нас есть доказательства, глупо их не использовать — за этим-то журналы и делаются и поэтому их читают. Кому интересны издания, которые пишут о том, как прекрасно все в этом мире, и какие вокруг прекрасные люди и бессребреники.
© РБК