Новый […] год
В нашей, человеческой жизни, есть своя история, свои праздники, юбилейные даты. Мы вспоминаем прошлое, пытаясь прогнозировать будущее. Отмечаем важные и веселые праздники в течение года. Мне очень нравится «Новый год». Его ждешь долго, планируешь подарки, мечтаешь о чём-то светлом, хочется порадовать близких. Короткая ночь — это всего лишь итог тому, к чему готовился несколько месяцев. «День рождения» в детстве воспринимался иначе, чем сейчас, но это всё равно праздник, с которого начинается новая жизнь и можно подвести итоги прошедшим годам. Что-то обязательно было и ещё будет хорошим!
Очень долго занимаясь электронными книгами, стал воспринимать их как «личность». Мне кажется, точнее надо или можно сказать, что это личность, окруженная большой семьей и множеством людей, не только друзей, но и соперников. Не стоит одушевлять железяки, но тот дух, который витает над этим сегментом рынка, ведет себя как вполне реальная личность. У него есть своя история, важные даты и конечно праздники.
Если переложить человеческие календарные праздники, то «Новый год» в области электронных книг смещен на неопределенную дату в начале осени. Это может быть в конце августа, или в начале октября. Эта условная дата всегда совпадает с очередным днем рождения конкретного устройства от мировых лидеров. Ими становятся те, кто может удивить и продать как можно больше устройств, начиная с октября по март следующего года. Пик продаж, причем традиционно, попадает на «рождественские дни». Люди покупают не только себе, близким, но и друзьям.
Основной смысл «рождественских подарков» — невысокая стоимость, приличный внешний вид, полезная функция. Хочется, чтобы люди вспоминали о дарителе, когда будут пользоваться устройством в последующие дни. Именно поэтому, необходимо время на выбор подарка. Сам выбор должен быть осмысленным. Следовательно, будущий подарок должен быть заявлен в продаже раньше праздников и быть новым продуктом, чтобы стать желанным.
Единственный, кто из лидеров нарушал это правило, до этого года, была компания Barnes & Noble. Она представляла новые устройства дважды в год — весной и осенью. Сейчас правило нарушено, есть ощущение, что«дела у компании идут плохо или даже обмануты ожидания».
Убытки от подразделения Nook Media предрешили не только судьбу Уильяма Линча, бывшего CEO компании, но и нарушили основное правило продаж новых продуктов. Высшее руководство попросту остановило выпуск нового продукта, который уже был разработан, уже был готов к массовому производству, уже имел какие-то потребительские свойства и наконец, его ждали!
С моей точки зрения, так ведут себя международные компании, которые вынуждены учитывать специфику локальных рынков, и могут позволить себе переизбыток товаров. Но Barnes & Noble все-таки локальная компания, хотя работает на одном из самых крупных в мире рынков и что немаловажно, имеет огромную сеть розничных магазинов, чего у самого крупного игрока, компании Amazon, попросту нет.
С одной стороны может показаться, что «рождественские продажи» должны быть эталоном для всего мира. Что нарушение этого правила является нездоровым признаком конкуренции и даже влияет на планирование прибыли.
С другой стороны, в Европе и мы не исключение, в праздничные дни все еще доминирует «женское начало» и «мужское финансовое благополучие». Именно оно определяет, какие подарки будут иметь повышенный спрос. Мужчины зарабатывают больше, дарят больше и дают денег на подарки больше, чтобы избавить себя от хлопот. Следовательно, женщины определяют, какие именно подарки будут преобладать в праздники. Женская половина населения делает больше детских подарков, и она же беспокоится о том, какие покупки сделать для родственников. В этот список не попадают дорогие и технические подарки. Их доля гораздо меньше. Чтобы приобрести телевизор перед праздниками, семья обычно делает совместную оценку полезных свойств будущей покупки. Вещь крупная, дорогая, её не скрыть под фантиком упаковки.
Электронные книги находятся за пределами стоимости «спонтанной покупки», а женщины больше ориентируется на цену, внешний вид и запах, чем на свойства товара. Очень легко ошибиться с выбором. Это надо где-то почитать отзывы, попытаться вникнуть, с кем-то посоветоваться. С одеждой, украшениями и игрушками гораздо проще. Что видят, то и оценивают. Большинство женщин просто не рассматривает устройства как желаемый для кого-то подарок, если им заранее неизвестны пожелания мужей, детей и родственников. Здесь нужна помощь в виде слова «хочу» от тех, на кого рассчитан подарок. Электронные книги переходят в разряд личных предпочтений будущих владельцев. Они их покупают сами или сообщают о желании иметь.
Поэтому, чтобы продавать в «рождественские праздники» новые продукты, объявлять их необходимо заранее, но в границах, когда продукт еще можно признать «новинкой», следовательно, желанным подарком. И тут мы возвращаемся к американской модели бизнеса в области электронных книг.
Можно попытаться размышлять на тему, а «что именно нужно анонсировать осенью, чтобы продукт стал желанным зимой»? Есть две категории — обычный (массовый), но новый продукт или топовая верхушка линейки устройств. Какая из них будет предпочтительна?
Очень легко ошибиться, если выбрать что-то одно. История говорит о том, что топовые устройства более не являются предметом торга. Мир упрощается и удешевляется. Сейчас топовые и дешевые товары — это почти одно и то же, если говорят о массовом рынке. Единицы компаний во всем мире могут делать действительно топовые продукты вплоть до мелочей, остальные катаются на этой волне, извлекая прибыль на более дешевых инженерных решениях.
Думаю и почему-то в этом уверен, что огромная часть моих читателей не совсем точно понимает значение «топовый продукт». В этом смысл причин, почему пластмассовый, хрустящий и щелкающий разными частями корпуса товар легко выдается производителем за топовый продукт. Когда это получается, то потребитель платит столько, сколько должен стоить действительно качественный продукт.
У «качества» нет четких градаций, при которых потребитель легко распознает еще более качественный продукт. Не нужно ошибаться, называя «барахлом» менее качественный продукт. Единственный критерий плохого качества — ненадежная работа, явно вываливающиеся винты, легко царапающийся экран, корпус и так далее.
«Качество» — формируется за счет опыта потребителя и избирательной памяти. Оно зависит от того, что уже знает пользователь, чем уже пользовался. Частота эксплуатации различных продуктов переводит потребителя в профессиональное русло. Есть очень большая разница отщелкать 10000 кадров на одном фотоаппарате, или на нескольких, в то время как профессионал или активный пользователь может сравнивать несколько продуктов по большому количеству реальных результатов и порой в сложных условиях. Мелкие детали комфорта при эксплуатации подсказывают уровень качества продукта.
Немного отвлекусь от основной темы. Очень надо.
В какое-то время, когда-то давно или недавно, некоторые потребители держали или держат до сих пор пульт от телевизора в целлофановой упаковке. Причины не важны. Запачкается пульт, или сотрутся кнопки, сейчас не столь важно. Видел много людей, которые не снимают «товарную пленку» с экрана устройства для чтения, планшета или смартфона. Это не защитная пленка, она менее прозрачна и тверда для механических нагрузок и конечно качество изображения будет постоянно снижаться за счет царапин на пленке и образования пузырей на её поверхности.
Если можете, сейчас держитесь за что-нибудь. Ситуация может показаться смешной, но для меня это было новым опытом, как нечто важное, что надо запомнить и осознать причины.
Лечу в самолете, на сидении передо мной женщина пользуется планшетом Oysters T8 3G. Оценил его стоимость «на глазок», по ряду характеристик, на 5000 или 6000 рублей в рознице. Экран был нетронут, в«товарной пленке». Но что больше всего удивило, на пленке были надписи белой краской — «Oysters T8 3G» и какие-то мотивационные характеристики. Поэтому и запомнил название. Сквозь эти надписи девушка всю дорогу смотрела кино, играла в игры, что-то постоянно настраивала, чтобы улучшить ощущения и характеристики. Меня, через ряд, это откровенно раздражало! Ей, хоть бы хны! Не мог понять, как она судит о качестве, если сама его ограничивает?! Экран в устройстве явно IPS, но какая теперь разница? Он имеет какой-то уровень яркости и цветности. Девушке это не важно! Вообще, думал, что это какая-то потребительская патология, но когда увидел еще одного такого же потребителя-мужчину, у которого «защитная пленка» имеет аналогичные надписи другого производителя, подумал, что может это какая-то мода, которую еще не понимаю или попросту отстал! Мне захотелось встретиться с этими производителями и попросить их размещать надписи на пленках за пределами экрана. Потребитель явно хочет что-то обезопасить и ради этого готов идти на умышленные жертвы! Труднее понять, почему защищается экран недорогого устройства? Сколько лет будут пользоваться этим устройством? Рано или поздно пленка будет снята с экрана, если не отвалится самостоятельно… и произойдет чудо! «Ух ты»! «Какие цвета»! «Какое четкое изображение»!
Возвращаемся в тему.
Устройства продаются не только перед «рождественскими праздниками», но у лидеров «за рубежом» еще «принято» снижать стоимость к каким-то важным для них праздникам. Тогда, когда предполагается повышенный потребительский спрос или скорая замена старой линейки новыми моделями. Это хорошо сказывается на конкуренции, повышает товар до уровня «желаю его приобрести» и увеличивается темп сбыта. Не стоит обольщаться, что устройства могут снижаться в стоимости перед «новым учебным годом», потому что причиной чаще является обновление линейки, нежели желание обеспечить детей хорошими устройствами.«День отца» или «матери», «Валентинов день» и все что угодно — это всего лишь только повод и к нему производители готовятся заранее. Это выглядит предсказуемо, хотя очень приятно для потребителей. Есть повод купить, а главное нет проблем с выбором подарка.
Через 3 недели дети пойдут в школу. Увеличится количество продукции, которая будет предлагаться как подарок к этой дате. На Западе снижается стоимость, у нас круглогодично вставляют «школьную программу» из бесплатных книг, как повод купить конкретное устройство, которое раньше и позже никому не было и не будет нужно впредь. Кто-то купит и даже не отклеит пленку. Это будет влиять на осознание качества и соответствующей цены на товар.
Люди спорят — зачем в устройстве для чтения нужен Android? Зачем разрешение 480×800 px на девятидюймовом экране? Зачем пятидолларовая обложка в комплекте с устройством за 7000 рублей? Зачем вообще все анахронизмы, которые можно встретить сейчас в реальной жизни? Вероятно, нужно! Этим не только пользуются сами потребители, но и используют производители в конкуренции.
Кому нужно знать разрешение экрана, если его размер 9 дюймов? Только занудам! «Эй, что Вы там корчите из себя всезнаек»! Размер ведь важнее, чем разрешение! Когда разрешение важнее, тогда размер экрана не важен. Понимайте разницу! Продают характеристику, а не размер или разрешение экрана.
Кому нужна обложка за копейки в устройстве за 7000 рублей? Только тем, кому она нравится и для кого она теперь является синонимом качества. Стоимость обложки психологически возрастает! Никто ведь не поверит, что в дорогом устройстве может быть дешевая обложка! Как бы неважно, что торчат нитки, никто не хочет видеть и верить, что эта обложка откровенная дешевка!
Ох, уж этот Android! Это же такое благо заплатить за что-то современное! Пусть нет ряда характеристик, зато современная операционная система, о которой знают все и постоянно хвастаются версией системы! «Ну, круто и всё»! «Отстаньте»!
Когда смотрю на историю электронных книг, то каждый раз мне кажется, что, как и в обычной жизни, она ничему не учит. Каждый раз приходит новое поколение потребителей, которым предыдущий опыт, по сути, не нужен. Они открывают качество заново, покупают старьё, спорят о его преимуществах. Это все легко вписывается в календарь, в памятные даты, в праздники.
Конечно, всех интересует, что этой осенью предложат рынку основные лидеры.
Sony заменит корпус, нивелирует отставание в том, что ей уже не интересно пару лет, введет пару новых терминов. Barnes & Noble предложит рынку устройство раньше Amazon, чтобы доказать своё право на лидерство. Устройство Nook теперь не имеет никакого преимущества без сервиса, который выглядит хуже, чем у конкурента. Мало комфорта и свободы для маневров. Трудно представить, что за пару месяцев отказа от необъявленной модели этой весной, компания сможет предложить и реализовать инновационное техническое решение. Основной упор будет внешним, можно считать, что это будет новый корпус, необычный, непривычный, но понятный в своих преимуществах. Kobo теряет позиции, особенно в европейской рознице. Скачок вверх был вызван инвестициями, но отличительной технологии у компании нет, и ничего не менялось годами. Новый корпус и цена. Нет изюминки. Нет преимущества. Реклама кончилась, спрос упал. Пусто и не выросла «капуста»… Сейчас в «переходных точках», например, аэропортах, автобусных станциях и так далее, компания уступила место Amazon. Вечный лидер, компания Amazon, готовит очередной рывок. Она за всю историю электронных книг всегда делала все заранее и планомерно. Купила формат книг MOBI и через несколько лет выпустила устройство. Покупала стартапы и делала их частью свой айсберговой империи, и это теперь приносит прибыль. Собирала клиентов по крохам и «в один день» создала площадку для рекламы, что никто не может повторить. Не уверен, что именно Джефф Безос принимает первоначальные решения, он скорее влияет на то, что их доводят до ума в окончательном виде. Они безупречны. Он лично отсеивает мусор в технологиях. Нет ни одной бесцельно купленной или реализованной идеи. Сейчас Amazon явно хочет стать еще и медийной компанией. Лично Безос купил «Washington Post» за $250 млн. Зачем? Вкладывать личные деньги в средства массовой информации — моветон, а вот перенести газету на новую платформу и расширить количество читателей, тем самым создав самое престижное издание в (американском) мире — это далеко идущие планы, тем более с поддержкой Amazon и технологий Интернет. Amazon будет влиять не только на читателей, от неё будет зависеть политика. Зачем Джеффу Безосу становиться Ходорковским и Сноуденом в одном флаконе, мне пока не понятно. Это риск не только деньгами, но и личной свободой. Выглядит это как реализация детских фантазий. Несерьезно, пока будущее еще не настало. Этой осенью, Amazon удивит тем, что изменит программное обеспечение, чего компания не делала с 2009 года, заменяя каждый год корпуса на своих устройствах. Этого не ждет никто и этому самое время. Софт не был приоритетом, выглядел всегда одинаково внешне, хотя все кто думает о нем, как о нечто убогом ошибаются в самом начале рассуждений, ибо не видят горизонта и возможностей платформы Kindle. Этого нет ни у кого, не стоит лукавить, принижая преимущества Amazon. Что будет у нас? Я бы ответил, если бы знал, для чего необходимо меняться и обновляться? Рынок устраивает всё. Это видно и очевидно. Безделье, низкое качество, высокие цены. Разве есть желание видеть что-то иное? На рынке единственный лидер, который «делает всех» в сумме. Можем тужиться, пыжиться, считать мои слова происками и рекламой, но лидер может всех превзойти и обогнать на второй круг, а как тогда держать цены в выгодных пределах? Лично мне не понятно. Это было странно и раньше. Можно было резко сократить присутствие китайской продукции на рынке в свою пользу и потребителей. Простая стратегия, которая могла бы эффективно действовать годами. Среди планшетов могли бы быть только Samsung и Apple, если бы их интересовало количество и объем рынка. Налоги, политика, европейские цены — это все отговорки. Сам европейский рынок себя защищает от китайщины другими инструментами и причинами. Единственная альтернатива обновления рынка — иностранные компании, которые придут на отечественный рынок, и мы будем думать о них как о лидерах, так как другого не понимаем, ибо знаем заранее, что они«лучше»… а, следовательно… дороже! Судьба Sony в России ждет и Amazon. В этом нет никаких тайн. Тогда лидеры поменяют свои места. (Истерический смех в зале).
Они не борются между собой, а мы (потребители) не разделяем их восторга — зачем их вообще ждали на отечественном рынке? Еще одно известное имя, но результат тот же. Предсказуемо! Ждали «Новый […] год», проснулись трезвыми и без синяка под глазом! Скучно!
Доброе утро! В этом месте можно начать спорить, но делать это стоит после того, как будут известны случаи, которые не попадают под описание «проблемы».
Удачных выходных!
Похожие публикации: Различение производителейОбзор PocketBook Color Lux: цветной экран с подсветкой лучше, чем без нееBookeen: умышленно создаем комфортные устройстваОткуда берутся книгиМинус (почему падает спрос)
© ebook