Новые открытия ученых помогут в борьбе со старением кожи и облысением

Как сообщает ВВС, новая работа ученых является частью более масштабного проекта по созданию Атласа человеческих клеток (Human Cell Atlas), направленного на изучение процессов формирования различных тканей и органов организма. Проект Human Cell Atlas реализуется в международном масштабе, но его центр находится в Кембридже, в Институте Уэлкома Сангера. Один из руководителей проекта, профессор Музлифа Ханиффа, отмечает, что понимание того, как формируются клетки кожи, поможет в будущем не только эффективнее лечить заболевания, но и продлить молодость. «Если мы сможем управлять процессом старения кожи, мы сможем уменьшить количество морщин», — говорит Ханиффа.

Результаты исследования также могут быть полезны для создания искусственной кожи, которая в будущем может использоваться для трансплантации, лечения ожогов и предотвращения образования шрамов. Учёные изучили, какие гены активируются на различных стадиях развития кожи, и на основе этого разработали методики, позволяющие выращивать кожу из стволовых клеток в лаборатории. Эти методы могут помочь в создании новых методов лечения кожных заболеваний.

Женщина среднего возраста
Источник: Freepik

Специалисты изучили процесс, при котором стволовые клетки превращаются в клетки кожи на ранних стадиях развития эмбриона. Как оказалось, изначально клетки одинаковы, но спустя три недели после оплодотворения определенные гены активируются, давая «инструкции» клеткам для формирования различных тканей и органов, включая кожу. Ученым удалось выявить, какие гены и в какие моменты активируются, чтобы сформировать поверхность кожи, ее цвет и другие структуры, такие как волосяные фолликулы.

Также участники проекта выяснили, что иммунные клетки играют ключевую роль в формировании кровеносных сосудов в коже. Они смогли воспроизвести этот процесс в лаборатории, активируя нужные гены с помощью химических веществ. Это позволило вырастить небольшие участки кожи с волосяными фолликулами. В будущем подобные технологии могут помочь в разработке методов для восстановления волосяного покрова при облысении.

Проект Human Cell Atlas существует уже восемь лет, за это время было проанализировано более 100 миллионов клеток различных органов и тканей. Сейчас ученые работают над созданием «атласов» мозга, лёгких, печени и других органов, которые впоследствии будут объединены в единое целое. По словам профессора Сары Тейхман из Кембриджского университета, результаты исследования помогут не только лучше понять строение человеческого организма, но и переписать учебники по анатомии и физиологии.

В ближайшие месяцы ученые планируют опубликовать данные по генам, отвечающим за развитие других частей тела, что приблизит их к созданию полной картины того, как устроен человек. Результаты научных исследований открывают новые возможности для развития медицины, позволяя не только лечить болезни, но и потенциально сохранять молодость и здоровье на более долгий срок.

Ранее дерматологи предположили, что виновниками раннего старения являются вейпы. На эту мысль их натолкнул внешний вид детей поколения Z — они выглядят старше своих лет.