Новые авианосцы Китая станут больше похожи на американские
Как пишет издание The Straits Times со ссылкой на профессора Ли Джи (Li Jie), который является академиком в научно-исследовательском институте флота НОАК, два строящихся сейчас авианосца будут существенно отличаться от предшественников — «Ляонина» и «Шаньдуна». Оба этих корабля являются последователями и глубокой модернизацией еще советских разработок в рамках проекта 1143.5, единственным представителем которого является стоящий сейчас на вооружении России «Адмирал Кузнецов».
В настоящий момент ведется строительство авианосца Type 003, а еще один — Type 004, — будет заложен в 2021 году. По словам Ли Джи, работы не останавливаются и идут полным ходом. Третий корабль данного класса собираются оснастить катапультой для запуска с палубы самолетов более высокой массы, чем доступная сейчас для «Ляонина» и «Шаньдуна». А четвертый авианосец будет обладать иной силовой установкой, что почти наверняка означает использование ядерного реактора в качестве источника энергии.
«Шаньдун» (Type 002)
Иными словами, оба новичка получат два ключевых улучшения, которые отделяли китайский авианесущий флот от его американского визави. Без катапульты с палубы не запустить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания (ДРЛОиУ), а без новой силовой установки не нарастить водоизмещение. Увеличение размеров и массы авианосца необходимо для установки современного оборудования, вооружений и размещения большего количества летательных аппаратов на борту.
Косвенно эта информация подтверждается известиями о том, что совсем недавно в Китае начались летные испытания самолета ДРЛОиУ KJ-600. Такой летательный аппарат не сможет взлететь с палубы авианосца сам — не хватит тяги турбовинтовых двигателей.
Предполагаемый облик KJ-600
Прямым текстом наличие атомного реактора в планах строительства Type 004 не проговаривалось, однако иных опций, пожалуй, нет — корабли столь большого водоизмещения по‑другому в движение с высокой крейсерской скоростью не привести. «Ляонин» имеет водоизмещение до 67,5 тысяч тонн, «Шаньдун» — до 70, а Type 003 оценивается в 85 000 т. Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» вытесняет при полной загрузке около 61 390 тонн воды, а «суперкэрриеры» американского флота — свыше ста тысяч тонн.
Самый совершенный китайский плавучий аэродром, судя по многим признакам, должен будет подобраться к этой планке, а значит и обладать соответствующей энерговооруженностью. Какая силовая установка стоит в «Шаньдуне» и будет установлена в Type 003 доподлинно неизвестно — либо газотрубинная, либо работающая на мазуте. «Ляонин», как и «Кузнецов», оснащен котлами для сжигания жидкого топлива и создания пара, который приводит в движение турбины.
Спутниковые снимки прототипа KJ-600 на аэродроме
На основе опыта службы российского авианесущего крейсера можно предположить, что шестьдесят с небольшим тысяч тонн — предельная масса для относительно быстроходного (до 29 узлов) корабля с котлотурбинной силовой установкой на мазуте. Британские авианосцы серии «Королева Елизавета» (Queen Elizabeth class carriers) оснащаются мощнейшими газовыми турбинами Rolls Royce MT30 (по 39 МВт или 53 000 лошадиных сил каждая) и при водоизмещении свыше 70 тысяч тонн разгоняются до 25 узлов.
В свою очередь, «суперкэрриэры» класса «Нимиц» могут похвастаться доступной мощностью в фантастические 194 мегаватта, которые обеспечиваются двумя ядерными реакторами. Это позволяет американским авианосцам при проектной максимальной скорости в 30 узлов демонстрировать на испытаниях и даже большие показатели.
Авианосец класса «Нимиц»