Новая загадка: африканские наскальные рисунки изображают давно вымерших животных

Участок стены с рогатым змеем
Участок стены с рогатым змеемИсточник: Benoit, PLOS ONE, 2024

Ученые предполагают, что коренные жители Южной Африки около двух веков назад рисовали давно вымерших существ — еще до того, как западные археологи описали их окаменелости. По мнению эволюционного биолога Жюльена Бенуа, наскальные рисунки являются зачаточной формой палеонтологии. По крайней мере, именно так объясняется изображение существа, жившего в регионе более 260 миллионов лет назад.

Вообще на пещерной стене изображено длинное и худое создание, из-за чего артефакт и получил название «Рогатая змея». Но по мнению Бенуа, животное напоминает именно дицинодонта — четвероногого, беззубого и клыкастого предка современных млекопитающих, чье окаменелости часто встречаются в регионе. Причем, изгиб позвоночника существа практически полностью копирует «позу смерти», которую можно заметить в большинстве останков.

Иллюстрация с более четкими деталями
Иллюстрация с более четкими деталямиИсточник: Benoit, PLOS ONE, 2024
«Картина зубастого создания была написана не позднее 1835 года — то есть, этот дицинодонт был изображен по меньшей мере за десять лет до западного научного открытия и присвоения имени первому представителю вида. Эта работа подтверждает, что жители южной Африки самостоятельно обнаружили окаменелости, интерпретировали их и включили в свое наскальное искусство и систему верований»
Жюльен Бенуа

Примечательно, что подобные утверждения почти наверняка вызовут бурные споры о возможности интерпретации древними культурами окаменелостей как неповрежденных животных. Так когда-то теория, что останки протоцератопса вдохновили мифы о грифонах, вылилась в массу критики со стороны исследователей.

Художественное изображение дицинодонта
Художественное изображение дицинодонтаИсточник: Wikimedia

Тем временем в балтийском янтаре ученые обнаружили новый вид древних ос — он появился еще в эпоху динозавров. Хоть существа и давно вымерли, но когда-то они считались очень умным и быстроразвивающимся видом.