Новая статья: Cultic — кровавая жатва. Рецензия
| Жанр | Шутер |
| Издатель | 3D Realms |
| Разработчик | Jasozz Games |
| Минимальные требования | Процессор Intel Core i3–4150 3,5 ГГц / AMD FX 6350 3,9 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 740 / AMD Radeon R7 240, 3 Гбайт на накопителе, аккаунт в Steam |
| Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5–9600 3,1 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 580 |
| Дата выхода | 13 октября 2022 года (первая глава), 18 сентября 2025 года (вторая глава) |
| Возрастной ценз | От 17 лет |
| Локализация | Отсутствует |
| Платформы | PC |
| Официальный сайт |
Cultic — пример игры, которую действительно создал разработчик-одиночка. Джейсон Смит (Jason Smith) придумал концепцию, сформировал стилистику, написал код и даже самостоятельно сочинил музыку. Оттого ещё более впечатляющим кажется этот суровый шутер, отсылающий к Blood и многим другим проектам конца девяностых на движке Build. Подзаголовок Chapter One намекал, что продолжение рано или поздно случится. И действительно, три года спустя Джейсон порадовал фанатов оригинала второй главой. Хотя порадовал ли?

Спокойствие на улицах продлится недолго
⇡#Детектив с того света
Первая глава повествует о детективе, объявившем охоту на мистический культ после череды похищений в сельской глубинке. Впрочем, сразу по прибытии на место расследования героя убивают, но на этом злоключения только начинаются. Cultic не предлагает захватывающего сюжета, но при этом локации вполне осмысленные и логически связанные. От заброшенных поселков через шахты мы добирались к древним развалинам, чтобы дать бой потустороннему злу. Окружение и разные записки придавали происходящему контекста — и этого хватало, чтобы поддерживать ощущение цельного приключения.
Главная причина ознакомиться с Cultic — захватывающий, напряженный геймплей. В отличие от многих олдскульных шутеров, игра делает большой упора на позиционные перестрелки. Встав в полный рост посреди боя, даже с полным здоровьем и в броне с ног до головы, протагонист продержится максимум несколько секунд. Приходится бегать от укрытия к укрытию, раздавая между делом меткие хедшоты и отбиваясь от особо дерзких противников залпами из двустволки. При этом каждый выстрел ощущался сочно, что подчеркивают обильные кровавые эффекты, внушительная отдача и редкие моменты замедления времени, когда точное попадание взрывает вражескую черепушку словно тыкву.
Отлично реализованы и карты. Есть как открытые пространства, где ко вражескому лагерю можно подойти с разных сторон, так и разнообразные коридоры с аренами. Лишь визуальный стиль явно на любителя. Все окружение выполнено в полном 3D, но многие элементы интерьера созданы вокселями, чтобы имитировать пиксельную картинку. Враги же, в духе шутеров середины девяностых, представляют собой двухмерные спрайты. Что не беда само по себе, но из-за бордово-коричневой цветовой палитры пейзажи и культисты иногда сливаются в аляповатое месиво. Хотя порой игра и радует интересными видами.

Куда же без бильярда
Три года с момента выхода Cultic Джейсон не только корпел над новыми картами, но и улучшал первую главу. В частности, поработал над контрастностью и цветами, представив по итогу аж пять вариаций. Стало действительно лучше. Выпустил он и бонусный эпизод-интерлюдию с новым героем и несколькими свежими видами оружия. Действие в нем происходит в пределах полицейского участка, где большей части личного состава промыли мозги культисты. Уровень оказался насыщенным — целое здание с несколькими этажами и множеством путей и секретов, где можно затеряться практически на целый час. Казалось бы, вторая глава должна быть построена по классическим лекалам: все как прежде, только больше и лучше. Всего действительно оказалось больше. Но вот лучше? Едва ли.
⇡#Ад на ферме
Первая же миссия второй главы Cultic демонстрирует возросший масштаб. Детектив оказывается теперь уже в городе, наводненном бойцами культа. Однако улочки все еще ведут к финишу хоть и широким, но коридором. Путь преграждает множество препятствий, которые предстоит либо обходить — через строительные леса, по канализации, — либо идти напролом, работая динамитом. Хотя здесь уже видны первые звоночки проблем. Например, широкая пустая улица, где нет ничего. И пустота режет глаз.
Джейсон зачем-то решил сделать упор на открытые пространства. Чуть ли не половина уровней — это обширные локации, где надо найти несколько ключей или динамитных шашек, чтобы открыть путь дальше. Причем наводок практически никаких. Надо тщательно высматривать приметные места, которые выделяются на общем фоне — скорее всего, один из ключевых предметов найдется там. Но заглядывать под каждый камень, когда хочется сосредоточиться на перестрелках, не особо весело.

Простите, зашел не в ту дверь
Причем даже на некоторых закрытых локациях создается ощущение бессмысленного гигантизма. Зачем эти огромные пустые коридоры на скотобойне? Бегать туда-обратно по однообразным лабиринтам несколько минут не доставляет никакого удовольствия. Лишь ближе к финалу Cultic возвращается в форму. Перестрелки в вагонах поезда испортить в принципе сложно, а мрачный особняк, отсылающий к Resident Evil, и подземный бункер спасают впечатление от второй главы интересным дизайном карт.
Ужасов в игре, к слову, стало действительно больше. Некоторые эпизоды по атмосфере — настоящий хоррор на выживание. Без зажигалки или фонарика не видно ни зги, а где-то в темноте, за углом, постоянно раздаются пугающие звуки. Нашлось место даже оммажу Silent Hill с потусторонним миром. И баланс сместился в сторону выживания. Но выглядит это странно.
⇡#Губки для свинца
Ритм перестрелок Cultic очень далек от того, к которому мы привыкли в размеренных ужастиках. Врагов много, они меткие и больно бьют. А в первой трети игра очень скупится на боезапас. Каждый выстрел должен быть выверен, и желательно целиться в голову. Рекомендую не забывать о топоре, чтобы не тратить патроны на всякую шушеру. Ведь, помимо дефицита ресурсов, вторая глава еще и очень часто натравливает на нас бронированных солдат, на которых приходится почти целиком тратить с трудом накопленные припасы.

Пулемет — отличное средство даже против самых крепких врагов
В первую очередь улучшайте на станках убойность пушек, а уж затем всякую там скорострельность или объем магазина. Также стоит выбрать любимые стволы и вкладывать запчасти в их прокачку — развить до предела выйдет в лучшем случае половину арсенала, и то, если вы найдете большинство секретов. С учетом дефицита патронов, их поиск порой кажется обязательным условием для прохождения.
Игра очень требовательна к грамотной трате ресурсов. Вместо того, чтобы всадить десяток зарядов дроби в пулеметчика, лучше кинуть один коктейль Молотова — пламя охватывает даже самых крепких врагов. Остались без коктейлей, а вас заперли в комнате с двумя мясниками? Что ж, вероятно, стоит загрузить более ранее сохранение, если вы его, конечно, делали. К счастью, автор прислушивается к комментариям и уже успел чуть исправить баланс, что улучшило ситуацию во второй главе. Но мой опыт это уже не исправит, и в любом случае, сильно проще патч игру не сделал. А это лишь третий уровень сложность из пяти!
Чуть облегчает жизнь возможность подбирать щит — он поможет продержаться под вражеским огнем, одновременно отстреливаясь. Причем его можно и установить на землю, и огреть по голове противника в ближнем бою, и метнуть в кого-нибудь. Также появилась дополнительная возможность резко отскакивать в сторону. Правда, рывки имеют ограничение в три заряда, которые восстанавливаются со временем. Но и на том спасибо.

Щит чертовски полезен, но обзор, конечно, сильно ухудшает
* * *
Cultic: Chapter Two — отличная иллюстрация того, что «больше» не всегда значит «лучше». Игра заметно разрослась вширь, но на пользу ей это не пошло. Открытые локации лишь тратят время на скучные пробежки и поиск спрятанных ключей, не предлагая взамен ничего осмысленного. А большее количество «толстых» врагов сделало перестрелки более рутинными, опустошающими запасы и попросту затянутыми. Нужны правки баланса, Джейсон.
Достоинства:
- сочные перестрелки и проработанный арсенал;
- атмосферная стилистика для любителей шутеров девяностых;
- продуманные локации в первой главе.
Недостатки:
- вторая глава пыталась сделать всего больше, а в итоге ухудшила почти каждый аспект.
|
Графика |
Смесь воксельного 3D и спрайтовых врагов в духе Blood или Duke Nukem 3D. У Cultic определенно есть свой стиль, хотя по душе он придется не каждому. |
|
Звук |
Лучше всего звучит, конечно, оружие — в пушках чувствуется характер. Саундтрек же просто выполняет свою функциональную задачу фона для перестрелок. |
|
Одиночная игра |
Олдскульный шутер с акцентом на позиционной стрельбе и перебежках от укрытия к укрытию. |
|
Оценочное время прохождения |
Пять часов на оригинальную компанию и порядка восьми — на продолжение |
|
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
|
Общее впечатление |
Задорный привет из пришлого и неплохой духовный наследник Blood с парой занимательных идей. Начинается отлично, а вот вторая глава, увы, подкачала. |
Оценка: 7,0/10
Подробнее о системе оценок
Видео:
© 3DNews
