Никто не видел Бэнкси. Кто он такой?

Кто же такой этот Бэнкси, который появляется из ниоткуда, рисует остросоциальные граффити на стенах домов по всему миру, и до сих пор является неустановленной личностью?

Его граффити на стенах становятся арт-объектами, продаются на аукционах и обсуждаются мировыми СМИ. Он рисует картины на злобу дня, ясно показывая, что хочет рассказать людям своим произведением. Его не может поймать полиция, и никто не знает, в каком уголке мира появится его следующая работа.

Если вы слышали о Бэнкси только краем уха и хотите узнать больше, то мы собрали все известные факты про этого загадочного художника XXI века.

Личность Бэнкси не установлена до сих пор


Экспонат выставки, посвящённый творчеству Бэнкси в Москве, 2019 год.

Бэнкси строго сохраняет анонимность. Дело в том, что юридически четкой грани между стрит-артом и граффити нет. Если стрит-арт — это искусство, взлом городской среды и преображение пространств, то граффити — банальный вандализм. И за него сажают.

Кроме того, сегодня Бэнкси на пике славы. Его работы вместе с кусками стен продаются за сотни тысяч долларов, и анонимность играет в этом не последнюю роль. Ведь тайна всегда манит.


Работа Бэнкси в лагере беженцев во французском Кале, 2015 год.

В 2016 году появилась теория, что Бэнкси — это некий Робин Каннингем, иллюстратор поваренных книг. Позже журналисты пришли к выводу, что это Роберт Дель Ная, основатель группы Massive Attack. Еще полагают, что Бэнкси вообще не существует, но есть арт-группировка и бренд.

В 2010 году даже вышел полнометражный фильм, о том как эксцентричный буржуа французского происхождения, проживающий в Лос-Анджелесе, превратившись в кинодокументалиста, попытался отыскать Бэнкси и подружиться с ним.

Режиссёром картины был сам Бэнкси. Посмотрите, любителям арт-хауса понравится:

О личности художника известно очень мало. Лишь то, что Бэнкси родился в 1974 году в Бристоле, где в 14 лет и начал рисовать граффити. Также не секрет, что Бэнкси работает не один, и у него много помощников. Увидеть творческий процесс можно всё в том же фильме «Выход через сувенирную лавку».

Кстати, сегодня Бристоль привлекает ценителей, которые хотят увидеть подлинные работы Бэнкси. Чтобы было удобнее их найти, сделали мобильное приложение с маршрутами.

Не просто граффити


Работа Бэнкси «Горничная, убирающая номер в отеле». Стена Раундхауса, Кэмден, Лондон.

Бэнкси принято связывать с граффити, но это не совсем правильно. Граффити — проявление уличной контркультуры, оно только для своих. Послания граффитчиков, как правило, сводятся к тегам и шрифтовым росписям и большинству они непонятны.

Бэнкси же использует трафареты, и его послания понятны всем. Он тенденциозен, живо реагирует на политические и социальные события, выражая свою точку зрения предельно простым языком. Ему важно, чтобы общество его услышало.

Хотя вокруг Бэнкси сохраняется флер outlaw-художника, все же власти выборочно принимают его. И защищают некоторые из его работ оргстеклом, чтобы их не испортили.

Так случилось с последним муралом, изображающим упряжку рождественских оленей, которая тащит скамейку с бездомным. Эта работа должна была напомнить о социальной ответственности перед бездомными людьми. Но что-то пошло не так.

Один из фанатов Бэнкси заметил, что у властей всегда находятся деньги, чтобы защитить работы Бэнкси и никогда нет денег на бездомных. В знак протеста он закрасил носы оленей красным. Власти города быстро отмыли арт-объект и прикрыли оргстеклом.


Это граффити появилось 9 декабря 2019 года в Бирмингеме, Великобритания.

Бэнкси устраивает смелые инсталляции. Накануне 11 сентября в 2006 году средь бела дня он пронес на территорию Диснейленда надувную куклу, одетую в комбинезон заключенного Гуантанамо и с мешком на голове.

Напоминание об участи подозреваемых в терроризме сработало — аттракционы Диснейленда в тот день остановили.

Не обходится и без арт-хулиганства. В том же 2006 году Бэнкси с диджеем Danger Mouse подменили CD-диски дебютного альбома Пэрис Хилтон. В коробке был «улучшенный» буклет и диск с одним-единственный треком.

Одним из самых знаменитых проектов стал депрессивный парк развлечений Dismaland. На входе стояли нарочито грубые охранники, в роли смотрителей выступали грустные люди с ушами Мики Мауса, на карусели вместе с посетителями катался мясник.


В Дисмаленде было очень крипово и грустно. Вон, палач ходит.

В создании атмосферы Dismaland приняли учатие более полусотни уличных художников. Спустя 36 дней, парк-выставка закрылся. Стройматериалы Бэнкси направил на строительство бараков для лагеря сирийских беженцев во французском Кале.

Некоторые считают, что Бэнкси вторичен


Одна из ранних известных работ Бэнкси. Ничего остросоциального.

Вообще-то Бэнкси не стоит считать гениальным. В 90-е он начинал, как и все. Просто оставлял надписи на стенах. Но получалось не очень. Между буквами в слове было то слишком много пространства, то слишко мало. Стараясь сделать нормально, парень возился у стены непозволительно долго.

Однажды, пытаясь разрисовать поезд, он чуть не попался полиции. В ту ночь с карьерой райтера было решено завязать — и начать рисовать по трафарету, чтобы побыстрее.


Где-то в Англии.

Трафаретный стрит-арт не был новинкой. К тому времени улицы Парижа уже украшали визуальные послания художника Блека Лё Рата. Еще с начала 80-х годов ключевым образом Лё Рата была крыса, самое свободное животное города. Художник выступал против общества потребления, пропаганды, милитаризма.

Бэнкси вдохновился не только техникой Лё Рата, но и его крысами. Лишь в 2008 году, когда он уже был вовсю знаменит, в интервью Daily Mail Бэнкси скажет: «Каждый раз, когда я думаю, что нарисовал что-то хоть сколько-то оригинальное, вдруг выясняется, что Блек лё Рат уже сделал это 20 лет назад».

Сам же Блек Лё Рат высказался позднее в 2011 году о таинственном Бэнкси так:

Я рисовал много солдат. Когда я вижу солдата, богоматерь с ребенком или крыс, сделанных Бэнкси, конечно, я понимаю, откуда он взял идею. Понимаете, в искусстве очень сложно найти свою технику, свой стиль. И когда он у тебя есть, и ты видишь, как кто-то берет и копирует его, тебе это не должно понравиться. Я не совсем уверен в его порядочности, понимаете.

К слову, Лё Рат не единственный, кого обидел Бэнкси. О конфликте между между Бэнкси и Королем Роббо, легендарным британским граффитчиком, снят целый фильм.

Роббо, также оберегавший, анонимность, начал расписывать стены в 80-х годах. Он стал известен за длинные надписи на поездах — как раз такие, который у Бэнкси не получались.

В 15 лет Роббо нарисовал старейшую граффити в Лондоне, которая оставалась на своем месте более 20 лет. В 2009 году Бэнкси нарисовал поверх нее собственный рисунок, и этим нарушил неписанные законы уличных художников.

В ответ Король Роббо сделал то же самое. Бэнкси повторил свой ход. Битва художников могла бы продолжаться вечно, но в 2011 году Король Роббо был найден в луже крови у своего дома, а спустя три года комы — скончался.

Бэнкси стоит дорого, потому и покупают

Бэнкси сделал все, чтобы его заметили. В то время, как другие уличные художники ограничивали себя городской средой, Бэнкси был настолько смел, что проникал в галереи и даже побывал в горячих точках по всему миру.

В 2003 году, спрятавшись под шляпой и плащом, Бэнкси зашел в лондонскую галерею Тейт, где взял и расклеил свои работы. Два года спустя он прошелся уже по крупнейшим музеям Нью-Йорка, оставив свой след и там.

Также в 2005 году Бэнкси отправился в Израиль к разделительному барьеру — огромной стене, которая отрезает еврейское государство от Палестинской автономии. На ней он изобразил брешь, сквозь которую виднеется райский пляж.


«За стеной». Работа Бэнкси на стене, разделяющей Палестину и Израиль.

А в 2006 году картину Бэнкси за 25 тысяч фунтов стерлингов купила Кристина Агилера. Полотно изображало королеву Викторию в образе лесбиянки. Годом позже другая работа «Космическая девочка и птица» была продана на аукционе за 102 тысячи фунтов стерлингов. Так к Бэнкси начали стекаться большие деньги.

В 2011 году Бэнкси отреагировал на свою популярность картиной, которая изображает аукцион. По сюжету на торги выставлено полотно с фразой «Я не могу поверить, что вы, придурки, покупаете это дерьмо». Спустя три года и это произведение было продано более, чем за 10 тысяч фунтов.

Когда я слышу о том, что Бэнкси проводит выставку, или о том, что его работы продаются за сотни тысяч фунтов, я не испытываю ни отчаяния, ни недоумения, ни изумления. Это общественное явление. У людей внезапно появляется повальное увлечение чем-то. Сейчас это увлечения стрит-артом, поскольку это что-то доступное, но в то же время необычное и даже экзотическое

— арт-критик Мэтью Коллингз

Но за пределами элитных аукционов все обстоит иначе. В 2013 году Бэнкси устроил воскресную распродажу в Центральном парке Нью-Йорка.

Скучный пожилой мужчина отдавал черно-белые работы Бэнкси за 60 долларов. И это безумно дорого, если не знать, кто их сделал. Поэтому на покупку решились только три человека.

Бэнкси и Россия

В 2018 году в Центральном доме художника прошла выставка работ Бэнкси, которые предоставили частные коллекционеры. Сам Бэнкси заявил, что не имеет к выставке никакого отношения. Однако Россия ему известна и интересна.

В 2010 году Бэнкси перевел выручку с продажи репродукций работы «Выбирай свое оружие» в поддержку петербургской арт-группы «Война».

В то время акционисты проходили по пункту «б» части 1 статьи 213 УК РФ (хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) и могли присесть на пять лет.

Спустя восемь лет Бэнкси вновь вспомнил о связях с «Войной» и пригласил на закрытие своего депрессивного парка развлечений Dismaland группу Pussy Riot. Девушки исполнили песню Refugees In о проблемах мигрантов и сняли клип.

А еще в 2013 году Бэнкси опубликовал работу «P 183 R.I. P.» Он посвятил ее российскому уличному художнику Паше 183, который скончался в возрасте 29 лет.

На родине аполитичный Паша 183 прославился за декорации к рок-опере TODD, а в Англии, где впервые о нем и написали, — за свой стрит-арт. Его прозвали «русский Бэнкси», однако самому Паше 183 это не нравилось, ведь он самостоятельно вырабатывал свой стиль на протяжение 14 лет. И Бэнкси здесь совсем не при чем.

Возможно, через много лет художник сам раскроет свою личность, когда будет уже старым и неспособным бегать от полиции и рисовать на стенах. А до тех пор остается лишь строить догадки о его личности и наслаждаться работами этого арт-героя современности.

©  iphones.ru