Ни капли конденсата: как утеплить гараж
Вопрос, утеплять ли гараж или нет, на самом деле является риторическим. Даже если вы используете гараж исключительно для хранения автомобиля и каких-то вещей, выкинуть которые жалко, а дома держать глупо, то утепление не помешает — это позволит избежать образования конденсата, провоцирующего появление ржавчины. Ну, а если вы в своём гараже работаете с машиной, то делать это в более-менее тёплом пространстве куда комфортнее, чем в промёрзшем помещении.
Оптимальной температурой внутри гаража является +5 градусов (СНиП 21−02−99 «Стоянки автомобилей»), но добиться этого без утепления невозможно даже в кирпичном строении, не говоря уже о металлическом. При этом использовать отопительные приборы категорически запрещено — попадая в натопленный гараж с холодной улицы, автомобиль повысит влажность и будет вынужден стоять в тёплом влажном тумане, что приведёт к появлению идеальных условий для коррозии. Утеплять гараж можно снаружи и внутри, но первый вариант не всегда возможен (стены смежные или между гаражами нет достаточного пространства), поэтому чаще всего прибегают к утеплению изнутри.
Утепление гаража изнутри позволяет создать оптимальное направление тепловой инерции, когда материал с большей теплопроводностью (металл или кирпичи) будет располагаться ближе к атмосфере, а теплоизоляция окажется внутри. Это позволит в холодное время года удерживать тепло внутри помещения, а в жару — снизить нагрев снаружи.
Для теплоизоляции гаража используют различные материалы. Чаще всего применяется пенопласт как самый дешёвый и эффективный способ утеплить помещение, но пенопласт съедает внутреннее пространство и кроме того является горючим материалом, поэтому нужно выбирать марку с негорючей обработкой.
Минеральная вата позволяет создать дышащий слой теплоизоляции, но при этом она требует гидро- и пароизоляцию, отводящую излишки влаги. К тому же, со временем материал может давать усадку, о чём тоже стоит помнить. Использовать допускается только минвату на базальтовой основе, но не на кварцевом стекле.
Для кирпичных гаражей можно использовать теплоизоляционную штукатурку, которая позволит не просто утеплить помещение, но и выровнять стены, а для утепления металлических гаражей в дополнение к вышеупомянутым минвате или пенопласту можно использовать теплоизоляционную краску, представляющую собой полимер с небольшими шариками в составе.
Утеплять важно не только стены гаража, но и ворота (можно дополнительно использовать завесу из плотной технической ткани вроде брезента, которую на лето легко снять). В идеале утеплить и пол, при этом стоит помнить, что нельзя переборщить с толщиной изоляции на полу, чтобы не усложнить въезд автомобиля внутрь. Как минимум можно просто покрыть пол деревянными досками или ориентированно-стружечными плитами, как максимум — использовать железобетонную стяжку с керамзитом или другими утеплителями.
Если же вы утепляете стены, крышу и ворота пенопластом, то лучше использовать два слоя — первым наклеить на жидкие гвозди панели по поверхности или закрепить их к деревянному каркасу, а вторым прикрепить панели так, чтобы закрыть стыки между панелями, получившимися при создании первого слоя изоляции. Это повысит общую эффективность отделки.
Когда для отделки используется минеральная вата, сначала необходимо позаботиться о несущем деревянном каркасе (его необходимо обработать защитными составами, которые предотвратят гниение материала, а также огнестойкой пропиткой), а также не забывать об использовании пароизоляции. Уже после всех этих манипуляций можно делать финальную отделку.
Какой бы способ теплоизоляции вы ни выбрали, помните, что в гараже:
- не должно быть отопления;
- все материалы отделки должны быть негорючими;
- обязательно необходим отдельный огнетушитель в дополнение к тому, что есть в машине;
- не допускается заделывать вентиляцию.
При соблюдении этих нехитрых рекомендаций в гараже будет комфортно и вашему автомобилю, и вам самим. Ну, а как делать теплоизоляцию — своими силами или с привлечением специалистов — решать только вам с учётом ваших финансовых возможностей и наличия необходимых навыков для работы.