"В кризисе можно увидеть и положительные моменты..."

Оксана Губина, компания Северен-ТелекомИнтервью с Оксаной Губиной, финансовым директором ЗАО "Северен-Телеком".

- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?

- Сегодня без ИТ-технологий не может существовать практически ни одна компания. Поэтому эту отрасль кризис затрагивает в меньшей степени, чем, например, производственную или строительную сферу деятельности. В сложившейся ситуации могут сократиться объемы закупок товаров или оборудования, но, определенно, не исчезнет спрос на услуги связи и интернет. Наша компания работает в секторе В2В, предоставляя услуги практически всем сегментам рынка. Конечно, в условиях кризиса многие организации вынуждены сокращать свои расходы, в том числе и на связь и интернет. Чтобы поддержать своих клиентов, мы разрабатываем и предлагаем новые "антикризисные" программы. Например, сокращения платежей без уменьшения объемов трафика.

Понятно, что экономический кризис не мог не повлиять и на кадровый рынок, на котором резко сократилось количество ИТ-вакансий. Но в этой ситуации можно найти и плюсы: высвободились грамотные специалисты, которых можно привлечь не только уровнем ожидаемой зарплаты, но и другими ценностями, например, стабильностью и интересной работой в команде.

- Затронул ли кризис деятельность вашей компании?

- Нельзя сказать, что мы на сто процентов были готовы к экономическому кризису и его последствиям. Но, понимая всю нестабильность нынешней экономики, мы старались просчитать все возможные варианты, связанные как с ее ростом, так и спадом. Поэтому ни один из начатых проектов не был приостановлен, так как все проекты прорабатываются до мелочей. Но, как и все игроки ИТ-рынка, мы стараемся оптимизировать бизнес-процессы.

- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?

- Мы решили пересмотреть сроки окупаемости так называемых "долгоиграющих" проектов, требующих существенных финансовых и технических вложений и, возможно, отложить их реализацию на некоторое время. Тем не менее, мы продолжим движение в те регионы, где уже есть представительства нашей компании.

- Изменилось ли отношение ваших партнеров, поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?

- Мы всегда терпеливо и уважительно относимся ко всем нашим клиентам и партнерам. В сложившейся ситуации наши взаимоотношения стали более доверительными, мы стараемся прислушиваться ко всем доводам и просьбам клиентов. Сейчас, как никогда, важно уметь идти на компромиссы, быть гибче и лояльнее. Мы организуем и проводим для клиентов маркетинговые акции, разрабатываем индивидуальные тарифные планы. Основная цель всех этих мероприятий - в условиях кризиса дать клиенту возможность "отдышаться". В приоритетах нашей компании - человечный подход к клиенту.

- Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившуюся непростую ситуацию?

- Делать сегодня какие-либо прогнозы, пожалуй, самое неблагодарное дело. Сценарии развития ИТ-отрасли настолько непредсказуемы, что остановиться на каком-то одном практически невозможно. Но можно попытаться определить наиболее вероятные из них. На мой взгляд, с рынка могут уйти мелкие компании, возможны варианты слияний и поглощений мелких участников более крупными. Безусловно, в более выигрышной ситуации находятся компании, не прибегающие к заемным средствам. А в целом, в кризисе можно увидеть и положительные моменты. Хочется верить, что рынок станет более цивилизованным, а игроками на рынке будут лишь честные и добросовестные компании.

©  @Astera