"Кризис будет на руку, прежде всего, потребителям"

Интервью с Сергеем Федориновым, генеральным директором "Юлмарт".

- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль? Затронули ли кризис деятельность вашей компании?

- Мы смотрим в будущее с оптимизмом. Думаю, для одних компаний кризис - возможность очиститься, оптимизировать свои бизнес-процессы и расходы с тем, чтобы, пережив его, развиваться в дальнейшем без балласта. Для других - возможности по приобретению более слабых игроков, увеличения кадрового капитала, наращивания мощи и объемов в условиях ограниченности рекламных бюджетов компаний, испытывающих трудности с ликвидностью. Третьи, скорее всего, уйдут с рынка. Что станет очередным этапом в его дальнейшем развитии, структуризации.

Компании, ориентированные на розничный сегмент, по моему мнению, еще не ощутили существенного влияния кризиса. Безусловно, окончание периода бездумного потребительского кредитования, сокращение рабочих мест, замедление темпов роста заработных плат - а то и вовсе их сокращение - скажутся на изменении структуры и характера потребления. Я не думаю, что покупатели перестанут покупать. Скорее будут более рационально подходить к покупкам, в том числе компьютеров и электроники, тщательно изучать ценовые предложения. Так что мы, как компания, предлагающая одни из самых низких цен на рынке, играющая скорее в категории "дискаунтер", рассчитываем на рост потребления наших услуг. К тому же, мы играем не только и не столько на ценах, поэтому при соизмеримом с другими игроками пакете услуг, наличии уникальных для отрасли сервисов уверены, что экономный потребитель, рачительный хозяин и в условиях кризиса придет в "Юлмарт" и еще приведет близких, знакомых и друзей.

Существенным негативным последствием, которое чувствуется уже сейчас, стали изменение условий кредитования и ограниченность возможностей для получения новых кредитов и рефинансирования существующих, что создало трудности для тех игроков розничного рынка, доля заемного капитала в оборотных средствах которых существенна. Здесь мы также не испытываем трудностей, что дает нам основание смотреть в будущее с оптимизмом и работать над развитием новых проектов.

Кризис неплатежей, ярко проявившийся в отрасли пока информацией о приостановлении поставок и переходе на систему предоплаты, нас еще серьезно не затронул: наши корпоративные продажи, работа с мелкооптовыми клиентами всегда осуществлялись по принципу "утром деньги - вечером стулья".

Отдельной строкой можно отметить сокращение расходов на ИТ. Сокращение бюджетов ждет прежде всего проекты по замене старого оборудования на новое и автоматизации новых рабочих мест. Но при этом кризис открывает новые перспективы перед компаниями, занимающимися консалтингом, то есть оказывающими услуги по оптимизации расходов на ИТ, разработчиками программного и аппаратного обеспечения, позволяющего корпорациям экономить.

Кризис будет на руку, прежде всего, потребителям - ведь битва за их сердца и кошельки в условиях сокращения потребления ИТ-продуктов как товаров не первой необходимости развернется нешуточная.

- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?

- Возможность изменения структуры потребления в розничном сегменте учтена нами при формировании товарной матрицы. Мы внимательно следим за всеми трендами в этой области и готовы к немедленному реагированию. Это не значит, что дорогие продукты, бренды класса "А", исчезнут из нашего портфеля. Это значит, что мы будем уделять более пристальное внимание продуктам, предоставляющим покупателям соотносимый с дорогими брендами функционал. Также в условиях повышения чувствительности покупателя к цене мы развернули более интенсивный мониторинг ценовых предложений коллег по рынку и немедленно реагируем для того, чтобы по-прежнему оставаться чуть ниже рынка по большинству наименований.

В целом я не вижу серьезных рисков для нашей компании. Мы располагаем наиболее эффективной бизнес-моделью в отрасли. Компания не имеет банковской задолженности, которую было бы необходимо рефинансировать. Платежи поставщикам осуществляются в положенный срок. Финансовые показатели находятся в устойчивой зоне прибыльности с тенденцией к повышению. Компания выполняет агрессивные планы, поставленные акционерами; мы в минимальной степени зависим от кредитных покупателей.

Что произойдет в случае развития кризиса? В силу того что мы работаем в нише жесткого дискаунта, наша привлекательность для покупателей только увеличится. Пусть даже спрос будет падать, и рынок будет сужаться в абсолютном размере, наша доля в процентном исчислении - и скорее всего в денежном - будет расти.

Как один из вероятных сценариев развития ситуации, я рассматриваю массовый уход компаний с рынка, которые перед окончательной ликвидацией будут распродавать склады.

С учетом массовости процесса это может привести к радикальному падению маржи на рынке. Пусть нас это и коснется в силу вышеописанных причин в наименьшей степени, тем не менее, для сохранения рентабельности бизнеса нам придется сокращать затраты.

Поскольку мы не меняем планы на быстрый рост продаж, ужимать затраты, в отличие от большинства коллег по цеху, нам придется не в абсолютном денежном выражении посредством увольнения персонала, уменьшения зарплат, закрытия точек продаж, а в относительном: необходимо будет уменьшать соотношение затрат к обороту. Это означает, что на каждый рубль продаж компания должна будет тратить все меньше копеек. Поэтому, будем работать. Каждый день лучше, чем в предыдущий. Эффективность - наш ответ кризису.

- Изменилось ли отношение ваших партнеров, поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?

- К счастью, пока нет. Думаю, это связанно и с тщательным отбором поставщиков/партнеров/клиентов "Юлмарт". Возможно, время и развивающиеся кризисные тенденции в экономике внесут коррективы в мой вполне оптимистичный ответ. Предотвратить банкротство или невыполнение обязательств по платежам мы, к сожалению, не в силах. Но мы в силах внимательно следить за тем, что происходит с нашими партнерами, и чутко реагировать на любые изменения, которые могут принести убытки нашей компании. Эта задача - еще один аспект нашей внутренней антикризисной политики.

- Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившуюся непростую ситуацию?

- Как я уже отметил, рынок станет более структурированным, развитым. Количество компаний существенно сократится. На нем останутся только сильные игроки. Это монстры рынка, игроки, которые сейчас имеют необходимые финансовые запасы. А также те компании, которые, обладая ограниченными средствами, все-таки сумеют оптимизировать свои бизнес-процессы, найти и использовать неучтенные возможности, измениться настолько, чтобы выжить, выйти из кризиса под лозунгом "Все что не убивает, делает нас сильнее".

©  @Astera