Нет интернета — нет машины: выводы из сбоя онлайн-сервисов Tesla

На минувшей неделе онлайн-службы компании Tesla на несколько часов перестали корректно работать, что привело к целому вороху проблем у ее клиентов — от невозможности»призвать» электромобили на парковке и сбоям в функции разблокировки центральных замков машин с помощью смартфона до отключения системы мониторинга фирменных солнечных батарей для домов. Что это: единичная неурядица компании ставшая заметной из-за мощного пиара детища Илона Маска или один из примеров того, что уже в ближайшем будущем человечество начнет все чаще сталкиваться с недоступностью базовых функций привычных вещей из-за компьютерных ошибок?
Нет интернета — нет машины: выводы из сбоя онлайн-сервисов Tesla
Машины стремительно превращаются в гаджеты, так что автомобилистам придется смириться с риском появления проблем из-за программных сбоев

К сбоям в работе приложений современные люди привыкли уже давно — хотя бы раз в полгода какой-нибудь WhatsApp, Telegram или «ВКонтакте» обязательно на несколько часов части функционала. Это нормально, ведь программно-аппаратная инфраструктура подобных сервисом невероятно сложна и ото всех слабых мест в ней избавиться невозможно. Однако мир становится все сложнее и, например, атаки хакеров уже запросто могут привести к реальным смертям, а причиной сбоя телекоммуникационной сети может стать даже старый телевизор.

Что уж говорить про компьютеризированные автомобили с подключением к интернету — машины и так представляют из себя объекты повышенной опасности, а теперь еще и риск умножается на вероятность программной ошибки или сбоя. Наглядный пример произошел буквально на днях, в среду, 23 сентября. Как сообщало издание Electrek, онлайн-сервисы Tesla перестали корректно функционировать по всему миру.

Владельцы футуристичных электрокаров столкнулись сразу с несколькими проблемами. Во‑первых, многие опции автопилота машин отключились, например, нельзя было вызвать автомобиль с парковки ко входу торгового центра или офиса (summon), а также возникли неполадки в построении маршрута во время движения по трассе. А во-вторых, перестал работать ряд функций, для функционирования которых было необходимо интернет-соединение с серверами Tesla — удаленное включение климат-контроля, отслеживание статуса зарядки и открытие или закрытие окон.

Но это все мелочи по сравнению с невозможностью открыть свою машину через телефон. Многие владельцы продвинутых электрокаров настолько привыкли к данной опции, что физические ключи оставляют дома или вообще забывают, где они лежат. И, честно говоря, их трудно в этом винить — какое количество владельцев обычных автомобилей всегда держит под рукой запасной комплект ключей? Зачастую их вообще нет, особенно если речь идет о подержанной машине или той, что в семье очень давно.

Помимо открывания дверей через интернет в приложении есть опция подключения к электромобилю по Bluetooth, но во время сбоя у некоторых пользователей сама программа на смартфоне перестала работать.

Помимо автомобилей Tesla пострадали и другие продукты компании, в первую очередь — системы домашнего хранения электричества для пиковых нагрузок или выравнивания потребления при использовании солнечных батарей. Сообщений о полных отказах не появлялось, но проверить состояние своего Powerwall не смогли очень многие пользователи. К счастью, неполадки на серверах компании Илона Маска были устранены в считанные часы, так что никаких серьезных последствий сбой не имел.

Однако он хорошо иллюстрирует, насколько глубоко интернет-сервисы стали интегрированы в повседневные удобства. Раньше, если ты потерял единственный ключ от машины, винить можно было только себя. Но теперь ты можешь лишиться доступа к автомобилю из-за совершенно эфемерной, на первый взгляд, проблемы — программной ошибки на компьютерах производителя. Номинально ситуация ничем не отличается от падения ветки дерева на тачку, потопа или угона: просто еще один вариант форс-мажора.

Но психологически подобные проблемы очень трудно воспринимать одинаково — прямые действия других людей либо природные явления ощущаются реальными, тогда как сбой онлайн-сервиса, который проявляется для конечного пользователя только в виде одной функции в фирменном приложении может показаться своеобразным предательством со стороны производителя.

В недавнем примере, на первый взгляд, ни к чему серьезному отказ служб Tesla не привел: клиенты возмущались сдержанно, никаких аварий или критичных для пользователей последствий не возникло. Но что если бы кто-то не успел на рейс в другую страну, на важное совещание или вовсе опоздал на критичную для всего общества работу — сотрудник экстренных служб на смену или врач на операцию, например?

Несомненно, у Tesla и раньше бывали сбои, просто случай в прошлую среду оказался самым масштабным. И конечно же компания будет делать все возможное, чтобы он не повторялся. Что не менее важно — подобные инциденты будут повторяться. И не только у самого известного производителя электромобилей в мире: компьютеризация и онлайн-сервисы приходят во все большее количество моделей самых разных брендов. Получается, всем нам попросту нужно готовиться, что совсем скоро одним из вариантов объяснительных на работе станет нечто похожее на «Опоздал, потому что не смог попасть в машину из-за сбоя на сервере производителя».

©  Популярная Механика