Немирное «Земледелие»: как работает российская система залпового минирования
Минное оружие — одно из самых неприятных и опасных на поле боя. Минные постановки делают целыми полями для предотвращения прохода крупных сил противника и его боевой техники, минируют тропинки, переходы в зданиях. В России есть целый Международный противоминный центр Вооруженных Сил — специализированное подразделение Инженерных войск, предназначенное для обеспечения участия Российской Федерации в международных программах, проектах и операциях по гуманитарному разминированию за пределами страны. Специалисты Центра знают о минах и их возможной постановке все, у них имеется множество исследований и практических советов по обезвреживанию подобных объектов. Тут же идет обучение специалистов и собак-саперов. Последние уникальны тем, что в их боевую экипировку впервые включены системы связи и трехмерного видения. В Центре говорят, что раньше собака-сапер могла работать только при визуальном контакте с человеком.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Сегодня же на ее голове закреплены радиогарнитура и видеокамеры. Благодаря им вожатый общается с животным, отдавая необходимые команды, а на специальном планшете видит то же, что и подопечный пес. Это одно из ноу-хау российских военных. Сейчас в Инженерных войсках несут службу около 300 минно-розыскных собак.
Специалисты Международного противоминного центра долгое время работали в Чечне — убирали последствия проведения двух антитеррористических кампаний. Сегодня они очищают территорию Лаоса после ковровых минных постановок американской армии.
При этом Россия категорически отказывается подписывать международную Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин — так называемый Оттавский договор. Соглашение предусматривает полное уничтожение всех запасов противопехотных мин ненаправленного действия, за исключением небольшого количества, необходимого для обучения разминированию и ликвидации минных полей. На 14 декабря 2017 года участниками договора были 163 государства. Однако в своем упрямстве мы не одиноки: соглашения избегают и США. Ответ на вопрос «почему?» по-военному банален: защитить наши границы и просторы без массированных минных постановок невозможно.
Поле не перейти
ИСДМ «Земледелие» обеспечивает быструю и безопасную постановку минных заграждений. Внешне машина напоминает традиционную «Катюшу», но в современном исполнении: это четырехосный КамАЗ — тягач высокой проходимости. В его кузове — две направляющие, на которых размещено по 25 ракет калибра 122 мм; дальность их полета составляет от 5 до 15 км.
В каждой из ракет имеется несколько десятков противопехотных или противотанковых мин. После залпа они будут разбросаны по строго определенным точкам в заданном месте. За счет уникальной аппаратуры прицеливания «Земледелие» может создать минное поле любой сложности, в том числе с готовыми проходами для своих войск. Все данные о постановке и координаты мин записываются в специальном тактическом планшете — военном iPad, который есть у командиров разного уровня. Так что в войсках будут знать, где расположено поле и как его можно преодолеть.
Помимо боевой машины в состав системы входит еще и транспортно-заряжающая с дополнительными контейнерами для ракет. С ее помощью перезарядка пусковой установки выполняется быстрее, чем на обычной реактивной системе залпового огня (РСЗО) такого же калибра, благодаря возможности замены всего блока направляющих. Сегодня этот принцип применяется и в реактивных системах залпового огня типа «Торнадо». Если раньше на пусковой стояли направляющие трубы, в которые надо было вставлять ракеты поштучно, то сегодня после залпа меняется весь контейнер целиком. Это не только уменьшает время перезарядки, но и повышает безопасность всей процедуры для военных.
Начинка контейнеров может варьироваться. Некоторые снаряжаются ракетами с противопехотными или противотанковыми минами, другие имеют смешанную комплектацию из нескольких типов, чтобы устанавливать комбинированные заграждения. Выбирают их исходя из ситуации на поле боя.
Расчеты для подготовки к стрельбе ведутся в автоматическом режиме. На боевой машине есть спутниковая навигационная система, бортовой компьютер и метеостанция — вместе они позволяют вычислить траекторию пуска, места «засевания площади минами». Информация о пуске боеприпасов с минами и координатах их падения фиксируется самой системой и передается в вышестоящий штаб.
На электронной карте местности у командования сразу отображаются местоположение и размер минного поля — так оно не окажется сюрпризом для собственных войск, к тому же будет проще выполнить разминирование после окончания боевых действий. Боеприпасы для новой машины тоже усовершенствовали. В соответствии со вторым протоколом Женевской конвенции каждая мина оборудована программируемыми самоликвидаторами. Они гарантируют, что минное поле не будет вечным, а дезактивируется через определенное время даже без вмешательства человека.
В состав системы входит транспортно-заряжающая машина с дополнительными ракетными контейнерами. Благодаря возможности замены блока направляющих целиком перезарядка пусковой установки выполняется быстрее, чем на обычной реактивной системе залпового огня такого же калибра.
«Клещ» на минном поле
«Земледелие», возможно, одна из наиболее совершенных систем глобального минирования, хоть и не единственная. Выставка-форум «Армия» в подмосковной Кубинке постоянно преподносит сюрпризы. Например, некоторое время там демонстрировалась гусеничная установка ГМЗ-3 «Клещ» — машина, похожая на БМП, в кузове которой, как и у «Земледелия», стоят пусковые установки. Это 30 посадочных мест для универсальных кассет с минами.
Универсальная кассета представляет собой цилиндр со сбрасываемой крышкой. Внутри нее помещаются вышибной заряд и несколько мин того или иного типа, причем в зависимости от типа кассета может нести от 1 до 72 мин. Общий боекомплект заградителя зависит от числа пусковых установок и количества кассет на них. Размеры полосы минирования определяются размером боекомплекта, типом используемых мин и выбранной плотностью минирования. Максимальная дальность выстрела составляет 40 м.
Вообще в семействе «Клещей» как минимум три варианта машин. Наиболее крупным и тяжелым считается заградитель УМЗ-Г, построенный на танковом шасси от боевых машин Т-72 или Т-90. Эта техника имеет мощное бронирование и может работать даже на передовой под огнем противника. Общий боекомплект УМЗ-Г– 270 минных кассет.
Вторая модель — колесная платформа УМЗ-К, выполненная на базе бронеавтомобиля «Астейс». Такой заградитель представляет собой защищенный грузовик, в кузове которого смонтированы шесть пусковых установок. Машина способна развивать скорость до 100 км/ч, обеспечены высокая подвижность на шоссе и достаточная проходимость на бездорожье. Боекомплект, состоящий из 180 кассет с минами, отстреливается в заднюю полусферу.
Третьим носителем универсальной пусковой установки стало бронированное шасси «Тайфун ВДВ». Этот минный заградитель получил название УМЗ-Т. Здесь две пусковые установки с 60 кассетами, несколько десятков кассет также могут перевозиться в кормовых ящиках. Перезарядку легко выполнить в любой момент силами экипажа. Кроме того, разрабатывается новый вариант вертолетной системы по типу существующей ВСМ-1, которую устанавливают на внешние подвески вертолетов семейства Ми-8. С их помощью минировать можно даже при полете на низкой высоте, однако пилотируемую авиатехнику, в отличие от ракет, не всегда можно применить над полем боя или в тылу противника.
Для всех современных систем дистанционного минирования созданы «интеллектуальные» противопехотные и противотанковые мины, в том числе ПОМ-3. Она отличает человека от животного и способна «расслышать» человеческие шаги даже на фоне вибрации от проходящей рядом бронетехники. Противотанковая ПТМ-4 имеет неконтактный магнитный датчик цели. Это позволяет мине срабатывать, даже если танк не наехал на нее гусеницей, — взрыв происходит под днищем боевой машины.
Противокрышевая мина ПТКМ-1Р снабжена датчиком, способным обнаружить цель на дистанции 150–250 м. Когда бронемашина оказывается в зоне поражения, происходит запуск суббоеприпаса. Он взлетает на несколько десятков метров, обнаруживает цель с помощью тепловизора и поражает объект ударным ядром из раскаленного металла. Все мины умеют самоликвидироваться через установленный промежуток времени. Это действительно «железо с высоким IQ».
Негуманное оружие
Нужно понимать, что мы сейчас говорим о негуманном оружии. Если смотреть на сводки ООН, то от мин в мире ежегодно погибают или получают увечья сотни людей. Это происходит не только из-за действий террористов — свой вклад вносит и «эхо военных действий». Чечня и Лаос, где работают наши саперы, лишь один из эпизодов этого молчаливого противостояния жизни и смерти. Однако у таких стран, как Россия и США, нет альтернатив. В этой ситуации радует только то, что военные и конструкторы постепенно модернизируют систему минирования, создавая интеллектуально подконтрольное оружие.