Нейроны с позитивными и негативными воспоминаниями "светятся" по-разному. Новый метод лечения депресиии

06.10.2022, 10:13
Нейробиологи Бостонского университета показали, что негативные и позитивные воспоминания хранятся в нейронах с разной молекулярной структурой. Это открытие позволит разработать методы воздействия на память при посттравматическом расстройстве и депрессии. Если при вспоминании о чем-то «плохом», активировать нейроны с чем-то «хорошим», «плохая» память меняется, и воспоминания перестают быть такими острыми.
Владимир Губайловский
Нейроны с позитивными и негативными воспоминаниями «светятся» по-разному. Новый метод лечения депресиии
Это картина воспоминаний. На изображении голубые нейроны хранят положительными воспоминания, а красные — отрицательные. На снимке гиппокамп мыши. Stephanie Grella

Возможность различать нейроны с позитивными и негативными воспоминаниями может полностью изменить методы лечения депрессии и ПТСР

Вы можете этого не осознавать, но каждый раз, когда вы что-то вспоминаете — например, как впервые сели на велосипед и упали, или как вы пошли на выпускной, — ваш мозг немного изменяет воспоминания. Это похоже на фильтр для обработки картинок в соцсетях:  меняется цвет, четкость, какие-то детали возникают или исчезают. Так происходит всякий раз, о чем бы вы не вспоминали, — и о хорошем, и о плохом. Но несмотря на то, что отфильтрованное воспоминание отличается от оригинала, вы почти всегда можете понять, какой была первоначальная картинка.

«Память — это не столько видеозапись прошлого, сколько его реконструкция», — говорит соавтор работы Стив Рамирес.

Податливая природа памяти — это одновременно и благословение, и проклятие: плохо, если мы помним то, чего не было, но хорошо, что наш мозг имеет естественную способность формировать и обновлять воспоминания, делая их менее острыми, особенно, если это воспоминание о страхе или травме.

Ученые задались вопросом:  что, если использовать такую податливость наших воспоминаний в наших же интересах, как способ вылечить психические расстройства, например, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)?

После многих лет изучения памяти у мышей нейробиологи обнаружили не только то, где мозг хранит положительные и отрицательные воспоминания, но и то, как искусственно уменьшить остроту отрицательных воспоминаний, стимулируя положительные.

Как выглядят положительные и отрицательные воспоминания

Одним из наиболее важных шагов к использованию нашей собственной памяти для лечения наших расстройств,   является понимание того, где в мозгу хранятся положительные и отрицательные воспоминания, и как их различать. Нейробиологи давно знают, что воспоминания хранятся в самых разных областях мозга, а отдельные эпизоды воспоминаний сохраняются в виде отдельных нейросетей — инграмм. Лаборатория Стива Рамиреса сосредочилась на гиппокампе мозга, который хранит сенсорную и эмоциональную информацию, важную для формирования и извлечения воспоминаний.

Ученые обнаружили, что нейроны, сохраняющие разные типы воспоминаний, разительно отличаются. Причем эмоционально окрашенные воспоминания, как и положительные и отрицательные, физически отличаются от других типов клеток мозга. Например, от нейронов, сохраняющих нейтральную информацию. Ученые получили набор маркеров, которыми помечены положительно или отрицательно окрашенные воспоминания.

Чтобы увидеть и маркировать разные воспоминания,  ученые использовали генно-модифицированных мышей,  чьи нейроны начинают светиться при облучении безвредным лазером. И оказалось, что положительные и отрицательные воспоминания по-разному светятся: «плохие» — красным, «хорошие» — голубым.

Гиппокамп мыши Stephanie Grella
Красные клетки — это воспоминание о страхе. После искусственной активации приятного воспоминания, красные клетки превратились в синие клетки, представляющие измененное, менее мощное воспоминание о страхе. По словам ведущего автора исследования Стефани Грелла, это демонстрирует, что исходная память была изменена.

Перепрошивка памяти

Прежде чем маркировать память мыши, нужно создать ее воспоминания. Для этого мышей подвергают приятному или неприятному опыту:  положительный опыт, — это, например, угощение вкусным сыром,  отрицательный — мягкий, но неожиданный удар током по лапкам.

Как только новая память сформирована, нейроны, сохраняющие полученный опыт можно увидеть. Следующим шагом стала попытка смягчить негативные воспоминания.

И это сделать удалось. Исследователи использовали мягкий лазерный свет, чтобы искусственно активировать нейроны гиппокампа. Ученые заставили мышей вспомнить негативный опыт, воздействуя на нейроны с воспоминаниями о страхе, и одновременно активировали группу нейронов с памятью о «хорошем». В результате положительная память смягчила реакцию страха. Сработал новый позитивный фильтр и «плохие» воспоминания стали размытой картинкой.

От мышей к человеку

По словам ученых, хотя искусственная активация воспоминаний у людей невозможна, результаты могут быть применимы при лечении человека. Методика должна строиться подобным образом: вызвать негативные воспоминания и постараться на их фоне тут же вызвать положительные. Острота тяжелых воспоминаний должна смягчиться. Проблема в том, что вызвать оба типа воспоминаний одновременно довольно трудно.

Ведущий автор работы Стафини Грелла говорит:  «Одна из вещей, которые мы обнаружили в этой работе, в том, что время стимуляции критически важно».

Ученые считают, что вполне обосновано применение в клинической практике препарата МДМА (эктази). FDA разрешило его использование для клинических испытаний и только под контролем врача. Прием MDMA создает положительный фильтр, который действует в процессе воспоминания о чем тяжелом, и тем самым острота негативных воспоминаний смягчается.