Неизвестный Android: кто есть кто в команде самой популярной в мире мобильной платформы

Редактор студии мобильной разработки Live Typing Андрей Руденко изучил биографии первых лиц, серых кардиналов и евангелистов Android, а также создателя прошивки CyanogenMod.

Каждый отчёт от IDC подтверждает лидерство Android на рынке мобильных платформ. В декабрьском пресс-релизе аналитической компании указано, что доля занимаемого мобильной платформой рынка в 2015 году составила 81,2%, а к 2019 году прогнозируется рост до 82,6%.

Начать перечислять слагаемые такого успеха лучше с низкой стоимости устройств и лояльных условий для производителей, выбирающих Android как базу для своих телефонов и планшетов. Сложно переоценить роль версии Lollipop, новый визуальный стандарт Material Design и распространение таких брендов, как Xiaomi, Huawei и ZTE с их бюджетными устройствами. Даже новые модели iPhone или неподконтрольные Google кастомные прошивки не сказываются на позициях Android критично. Пока iOS — воплощение стабильности, Android — лидер по росту.

Удивительно, почему большинству владельцев Nexus, Samsung, HTC, LG и вышеназванных китайских брендов неизвестны люди, чьим продуктом они пользуются каждый день. Благодаря маркетинговой стратегии Apple планета живёт жизнью её топ-менеджеров: их имена, стиль в одежде и сексуальная ориентация известны даже тем, кому это не нужно, а Джобс и вовсе уподобился божеству.

Жизнь же апологетов и энтузиастов Android остается книгой за семью печатями, которая приоткрыта лишь пассионариям из сообщества разработчиков. Данный материал призван ответить на вопрос: кто же они, «большие головы» Android, достойные внимания не меньше, чем Джобс, Возняк, Кук и Айв.

Энди Рубин

9b25151624b941.jpg

В 1985 году отец жанра «киберпанк» Уильям Гибсон переживал творческую паранойю: его дебютная книга «Нейромант» была готова только наполовину, а новый фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» уже мог подорвать карьеру молодого писателя. Опасаясь, что лента окажется лучше его работы, Гибсон пошёл на показ и в ужасе покинул его, когда опасения подтвердились. Время быстро показало, что два визионерских подхода к одним и тем же вещам могут сосуществовать.

Энди Рубин тоже кусал локти, когда в 2007 году смотрел презентацию первой модели iPhone. К тому моменту он уже четыре года как был сооснователем компании Android, где под покровом секретности работал над чем-то большим, чем просто телефон. В середине нулевых концепция Рубина звучала интригующе: «Это мобильное устройство должно знать о местонахождении владельца и его предпочтениях».

У людей, решивших сказать новое слово в мире мобильных технологий, был солидный бэкграунд. Помимо Рубина, в ядро компании входили Рич Майнер, Ник Сирс и Крис Уайт. Майнер был в числе учредителей компании Wildfire Communications, давшей толчок идее голосовых интерфейсов вообще и Siri — в частности. Ник Сирс занимал пост вице-президента по пользовательским продуктам мобильного оператора T-Mobile, Крис Уайт же работал в Microsoft над дизайном и интерфейсом технологии MSN TV, ранее известной как WebTV.

Карьерный путь самого Рубина порой парадоксален. Он начался с должности робототехника в немецкой фирме по производству промышленных и потребительских продуктов Zeiss AG. Затем была подобная швейцарская компания, где Рубин, по его словам, и работал бы дальше, спокойно и счастливо. Но в планы вмешалась женщина, притом чужая.

В 1989 году Рубин отдыхал на Каймановых островах. Прогуливаясь по побережью, он наткнулся на спящего мужчину — это был сотрудник Apple Билл Касвелл, которого подруга во время ссоры выдворила из их коттеджа. Рубин оказался гостеприимным хозяином, услуга за услугу — и вот Энди Рубин уже работает на будущих конкурентов. Здесь-то его и прозвали Android — за безграничную любовь к роботам.

Люди из ближнего окружения Рубина говорят, что роботы — это Энди Рубин, а Энди Рубин — это роботы. Роботы — важная часть личности Рубина, они окружают его и на работе, и дома. Гостей Энди встречает ретинальный сканер (камера, распознающая человека по радужной оболочке глаза — прим. ред.), открывающий двери только тем, кто есть в его базе данных. Прочие же имеют дело со звонком: нажимаешь на кнопку, и механическая рука бьёт молотом в колокол, расположенный в фойе. Зачем? Просто Рубин может. Интерес к прогрессивной технике поселился в Рубине довольно рано: его отец занимался продажами электронных приборов, и отдельные их экземпляры оседали в комнате Энди сразу после съёмок для каталогов.

Когда Рубин работал в Apple, компания была на пике успеха со своими Macintosh II, а при участии Рубина было создано сместившее их поколение Quadra и предприняты первые попытки создать модем с программным кодированием данных и устранением ошибок. В 1990 году Apple запустила подразделение General Magic, где Рубин работал инженером с 1992 по 1995 год. Из кабинетов General Magic вышла не снискавшая популярности операционная система для портативных компьютеров Magic Cap. По мнению одного из коллег Рубина, она слишком опережала время, чтобы обрести успех и пользователей.

Рубин со своим инженерским помешательством на железе выглядел среди digital-бизнесменов из Кремниевой долины, как динозавр. Некоторые выходки хоть и были остроумными, но раздражали начальство: будучи инженером в Apple, Рубин перепрограммировал внутреннюю телефонную линию компании так, что входящий звонок в ИТ-отдел якобы поступал от исполнительного директора, предлагающего работникам отдела специальные фондовые гранты.

Другие выходки могли обойтись работодателю слишком дорого. Когда Рубин работал в MSN TV, он собрал робота с веб-камерой и микрофоном в руке, который праздно шатался по офису, подслушивая и подглядывая за сотрудниками. Робот был подключен к интернету, и однажды хакеры взломали компьютер, который его обслуживал. От утечки инсайдерской информации Microsoft спасло только то, что взломщики не догадались о наличии в компьютере опции видеосъёмки. Тем не менее служба безопасности велела Рубину убрать робота с глаз подальше. После этого инцидента робототехник получил у коллег культовый статус.

На рубеже тысячелетий, когда другие носили массивные ременные пряжки из фальшивых камней и драгоценных металлов, основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейджа крепили к поясу новый гаджет, похожий на кусок мыла. У него был выдвижной экран с маленькой клавиатуркой, он умел выходить в интернет, посылать мгновенные сообщения и email, а поисковиком в нем по умолчанию был Google. Казалось, что носишь на ремне десктоп.

В 2002 году этот девайс был у всей элиты Кремниевой долины. Он назывался The Danger Hiptop и был первым в мире смартфоном. Разработала его возглавляемая Энди Рубином компания Danger. Название Рубин взял из поп-культуры: в сериале «Затерянные в космосе» был персонаж с ногами-гусеницами, гофрированными руками и стеклянной головой, который сигнализировал об опасности словами 'Danger! Danger!'. Разумеется, это был робот.

Этот период стал для Рубина поворотным в плане оценки своей роли в проекте. Рубин начал учиться выстраивать стратегию развития бизнеса и мыслить, как менеджер. Позже вышел совместный с оператором T-Mobile ребрендинг Hiptop под именем Sidekick. В новинке был впервые реализован контрактный подход к продажам, который позже позаимствовали Apple и AT&T.

В 2004 году совет директоров Danger решил найти нового главу компании. К тому времени для Рубина работа в этой компании исчерпала себя, так что уход прошел без скандалов. Но Рубин все еще грезил смартфоном нового поколения. Так началась активная фаза жизни второй компании Рубина — Android.

Сперва на базе Android планировалось выпускать цифровые фотокамеры, но перспективы рынка программного обеспечения для мобильных телефонов были куда заманчивее. Своих денег на запуск у Рубина не было, однако они требовались как можно скорее, и Энди нашел инвестора в лице экс-коллеги по WebTV Стива Перлмана. Полученная материальная поддержка дала возможность Рубину и его коллегам переехать в офис в Пало-Альто.

Поиск инвесторов продолжался, и Рубину показалось, что потенциальный интерес к его продукту есть у людей из Samsung — крупнейшего в то время производителя телефонов. Когда команда прибыла в офис вендора в Сеуле, Рубин изложил свою идею двум десяткам руководителей. Его питч увенчала гробовая тишина, потревоженная риторическим вопросом одного из представителей Samsung: как восемь человек могут изменить мобильный рынок, и вообще, не под кайфом ли Рубин. Это произошло за две недели до того, как Ларри Пейдж предложил Рубину не только финансирование, но место в Google. Объединение состоялось в июле 2005 года.

Как вспоминает сооснователь Android Ник Сирс, каждый из их четверки был убежден в важности открытых платформ , если речь идет о потребительских продуктах. Люди, приближенные к Google, говорили, что эта идея культивировалась изначально: мы вручаем технологию производителям сотовых телефонов, что послужит своего рода приглашением для разработчиков и контент-дистрибьюторов делать под платформу все, что угодно, и значительно ускорить темпы развития. В то время о Google с подачи Microsoft думали как о компании, которая может только копировать идеи, но не генерировать их.

Рубин отходил от дел Google постепенно. В марте 2013 года Ларри Пейдж отчитался в блоге Google о достижениях компании за прошедшие годы и успехах экс-руководителя отдела разработки Android и пожелал успеха в работе над новым проектом Google, имя которого не называлось. Позже выяснилось, что Рубин готовится к прорыву в промышленном роботостроении. В частности, по его инициативе экосистема Google обогатилась Boston Dynamics и Titan Aerospace. В конце октября 2014 года Рубин окончательно ушел из Google. Никакого давления со стороны компании — лишь простое желание двигаться дальше.

Сегодня Рубин стоит во главе Playground Global, бизнес-инкубатора для финансовой, технической и консультационной поддержки стартапов. В их число входят, например, такие компании: Subpac, которая выпускает нательные жилеты, передающие низкочастотную составляющую музыки, которую слушает владелец жилета, прямо ему в тело; CastAR, производитель гарнитуры дополненной реальности; MeetOwl, развивающая систему видеоконференций.

Компания, состоящая из бывших сотрудников Google, Apple и General Magic, планирует стать централизованной базой снабжения программным обеспечением и комплектующими для технологий на базе искусственного интеллекта. И они будут доступны не только для стартапов — участников венчурного финансирования, —, а вообще для всех.

Сундар Пичаи

20a0cc7f956e16.jpg

Вакуум, оставшийся после ухода Рубина из Android, сразу же заполнился. 13 марта генеральный директор Google Ларри Пейдж оставил в блоге компании добрые пожелания Энди Рубину и поприветствовал нового главу Android — им стал Сундар Пичаи, уроженец Индии.

Программисты-индусы и их код стали мемом: вспомните сериалы IT-crowd и «Теория большого взрыва». Авторы «Кремниевой долины» обыграли этот стереотип по-своему, включив в сюжет программиста-пакистанца Динеша Чугтая. Стереотипы на пустом месте не рождаются: в июле 2013 года журнал Computer World подсчитал количество разработчиков в разных странах, и Индия со своими 2,75 миллионами была на втором месте после США, где число программистов достигло примерно 3,6 миллиона. Рядом с текущими показателями — прогнозы на «догнать и перегнать».

Сундар Пичаи, талантливый индус, занял место генерального директора Android, а позже — Google. Пичаи родился в городе Ченнаи на юге Индии, который ассоциируется с будущим страны — промышленным, технологическим, интеллектуальным. В Ченнаи открыли свои штаб-квартиры крупные автомобильные концерны и международные банки, здесь работают технопарки и ИТ-центры.

Отец Сундара был инженером-электриком в General Electric Company и управлял фабрикой по производству электродеталей, а мать до рождения сына работала стенографисткой. Также у Сундара есть младший брат. По меркам Индии семья Пичаи относилась к среднему классу: двухкомнатная квартира, ежемесячный достаток в 3000 рупий и возможность откладывать деньги. Хотя отец и работал в британском техно-конгломерате, Сундар не был окружен передовой электроникой, но к работе отца относился с восторженным интересом.

В школе Сундару не везло с успеваемостью по истории и географии, а вот в научных дисциплинах ему было мало равных. Другой его сильной стороной был крикет, и под командованием Сундара школьная сборная выиграла несколько региональных соревнований.

Когда Сундару было 12 лет, в его доме появился дисковый телефон, с помощью которого он развивал фотографическую память. Его дядя вспоминает один характерный эпизод: в присутствии Сундара он попросил жену записать номер телефона друга — жена забыла исполнить просьбу, а вот Сундар в точности воспроизвел номер спустя несколько месяцев. Сам мальчик не видел в этом навыке ничего полезного. В уличных играх и флирте с одноклассницами пользы было еще меньше, поэтому всем развлечениям он предпочитал учебу. Даже в повозке рикши, отвозившей его в школу, он сидел с книгой.

Если в школе быть отличником Сундару мешали гуманитарные науки, то в Индийском техническом институте он оказался уже на своем месте. Он получил степень бакалавра технических наук по специальности «Металлургия» и стал стипендиатом Стэнфордского университета. Чтобы купить сыну билеты в США, отец снял с семейного счёта все деньги — сумму, более чем в два раза превышавшую его годовой доход. «Мои родители поступали так же, как и все остальные родители в то время. Они положили свою жизнь на то, чтобы их дети получили образование», — сказал Пичаи в интервью Bloomberg в 2014 году.

Образование Сундара шло в гору, но в его личной жизни случился небольшой коллапс. Ещё в Индийском техническом институте он познакомился со своей будущей женой, Анджали. Как вспоминает университетское окружение Сундара, тактика поведения с противоположным полом давалась ему сложнее, чем позже далась должность главы Google. Все сложилось успешно, но цены на товары в США поразили Сундара, и он понял, что не сможет вытянуть двоих. Они с Анджали воссоединились позже.

К удивлению родителей, из Стэнфорда Пичаи ушел, устроившись на работу инженером и продакт-менеджером в Applied Materials — завод по выпуску конденсаторов в Кремниевой долине. Надолго он там не задержался и поступил в Уортонскую школу бизнеса при университете в Пенсильвании. Пичаи вышел оттуда в 2002 году со степенью магистра делового администрирования и устроился в международную консалтинговую компанию McKinsey & Company.

Когда Google 1 апреля 2004 года пригласила Сундара на собеседование, тот подумал, что это шутка. Результаты переговоров удовлетворили Ларри Пейджа, и Сундар был назначен на должность вице-президента по менеджменту продуктов. Маленькая команда под управлением Пичаи начала развивать дополнение для браузеров Google Toolbar, и позже Пичаи увидел за этим инструментом идею собственного браузера от Google.

Эрик Шмидт, генеральный директор компании на тот момент, отказался от этой идеи, сославшись на дороговизну реализации. Но на Пейджа и Брина замысел Пичая произвел впечатление. Google Chrome был представлен в 2008 году. Открывшиеся возможности толкали Пичая к новым решениям, которыми стали операционная система Chrome, лэптоп Chromebook и медиапроигрыватель Chromecast.

Пока Пичаи показывал чудеса энтузиазма и зарабатывал доверие каждого человека в Google, от своих подчинённых до основателей компании, Рубин созрел для того, чтобы уйти в секретное подразделение Google. Эстафету принял Пичаи. При всем разнообразии задач — браузер и операционная система Chrome, линейка продуктов и сервисов Google Search, Google Maps, Google+, Google Apps и другие — назначение на пост главы Android было серьёзным испытанием. От Сундара ожидали многого, и ожидания оправдались.

Он заканчивал за Рубином версию KitKat, а Lollipop разрабатывался полностью под его ведомством. Когда Пейдж и Брин основали холдинг Alphabet, то выбор преемника для Пейджа, сместившего к тому времени Шмидта, был очевиден. В августе 2015 года Сундар был назначен генеральным директором Google.

Возможно, на этом решении сказались неоднократные попытки «схантить» индуса, которые предпринимали другие компании. В 2011 году Twitter сделала первый подход к Пичаи, предложив ему должность главы продукта. Google отстояла своего вице-президента — как утверждали не раскрывшие себя источники, значительно подняв ему зарплату. В 2015 году представители компании пообещали Пичаи уже должность генерального директора, что едва ли могло его соблазнить, учитывая плачевное положение Twitter на тот момент. Между двумя этими случаями имя Пичаи прозвучало в числе претендентов на должность главы Microsoft вместо ушедшего в 2013 году Стива Балмера.

Пейдж, видимо, решил сделать стратегический шаг для перестраховки и удержал Пичаи, посадив его в кресло генерального директора вместо себя. Нет предела гордости соседей и учителей, которые окружали его 40 лет назад в Индии.

Хироши Локхаймер

6507d2e8d866e3.jpg

В октябре 2015 года новым главой Android стал Хироши Локхаймер. Наполовину японец, наполовину немец, Локхаймер до 18 лет жил в Токио, а в 1993 году приехал в США для поступления в Университет Райса в Хьюстоне. Техас не был дружелюбным местом, а профессия архитектора на поверку оказалась малопривлекательной. Вместо занятий Локхаймер проводил время в компьютерной лаборатории, где его очаровал местный компьютер на базе Unix. Столкнувшись с новым миром компьютерных технологий, Хироши бросил учёбу и вернулся в Токио, чтобы овладеть программированием.

В январе 2000 года Рубин запускал Danger, и Локхаймер, уже бывший на тот момент в Калифорнии, прошёл собеседование. Обстоятельства жизни архитектора-недоучки и программиста-самоучки произвели на Рубина большое впечатление, он увидел в них потенциал. В сентябре того же года Локхаймер оставил Danger и стал руководителем проектов в Palm. Череда должностей то здесь, то там снова свела вместе Локхаймера и Рубина в 2005 году, когда Android был куплен Google.

«Он знал о моём интересе к потребительской электронике и особенно к беспроводным девайсам», — вспоминает Локхаймер. «Он позвонил мне и сказал: «Мы тут делаем кое-что для Google. Не могу сказать тебе, что это, но ты будешь в восторге». Так Хироши стал первым сотрудником Android после сооснователей платформы, получив должность исполнительного директора и вице-президента по разработкам. Спустя девять с небольшим лет Хироши, стоявший по правую руку от Сундара Пичаи, получил от него в наследство должность главы платформы и ответственность за развитие Chrome OS и Chromecast.

В интервью для Business Insider Локхаймер говорил, что Рубину всегда было комфортнее руководить командой в пару десятков человек, нежели огромным энтерпрайзом. Рубин мыслил стартапами, каким был когда-то Android со своими восемью сотрудниками. В те дни в компании царила очень неформальная атмосфера: на встрече с главой компании HTC Рубин мог, играя, случайно разбить радиоуправляемый вертолет.

Но вот появлялись новые версии системы, устройства серии Nexus, число активированных устройств и скачанных из Google Play приложений достигало гипертрофированных значений, и более 60 производств по всему миру делали технику на базе Android. Назвать такое предприятие стартапом было уже сложно, и Рубин оставил пост, чтобы снова окунуться в романтику молодого и амбициозного предпринимательства.

С приходом Локхаймера атмосфера в Android не утратила своей лёгкости. Нового главу любят, как любили Рубина с Пичаи: когда в 2011 году сотрудникам пришла корпоративная рассылка, где говорилось, что Хироши выдвинут на пост вице-президента, по офису прокатился приветственный гул. Харизма и чувство юмора поддерживали репутацию Локхаймера в сложные для компании моменты: редкая встреча с деловыми партнёрами проходила без его шуток, задававших беседе правильный тон.

Одно из последних совместных заявлений Локхаймера и Пичаи — поддержка Apple в их столкновении с ФБР, требующего от компании ослабить систему защиты персональных данных. Это нужно для расследования теракта, случившегося 2 декабря 2015 года в Сан-Бернардино. Такие отношения с конкурентом лежат в плоскости дипломатии и пиара, однако управление продуктом преобладает, и Рубин нисколько не сомневается, что платформа в правильных руках. К слову, в феврале Локхаймер намекнул на возможное название очередной версии Android, признавшись в твиттере в любви к пасте Nutella.

Хьюго Барра

825869a41c834a.jpg

2013 год обозначился для Google ещё одной кадровой потерей. Сразу за Рубином последовал глава по управлению продуктами Хьюго Барра. Барра родился в Бразилии. Получив образование по специальности «Электротехника» в Федеральном университете Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, Барра поступил в легендарный MIT в Кембридже, откуда выпустился бакалавром дисциплины «Наука управления» и специалистом электротехники и компьютерных наук. Там же он плотно работал в направлении искусственного интеллекта, был президентом своего класса и получил первый опыт публичных выступлений.

Барра начал карьеру в компании LOBBY7, основанной в 2000 году с друзьями по институту: он занимался проблемами программного распознавания голоса. Пять лет спустя она была поглощена Nuance Communications, а в 2008 году уже сама Nuance стала частью Google. 2010 год стал годом назначения Барра на должность директора по управлению продуктами.

Будь вы сотрудником Android , вы бы почувствовали некую отчужденность Рубина в плане взаимодействия с другими отделами Google. Роль Барра заключалась как раз в том, чтобы растопить этот лед: быть легким, живым и открытым к диалогу с каждым, уметь быстро рассказывать о возможностях продукта всем, кто в этом нуждается.

Операционная система и устройства Nexus нуждаются в улучшениях, и сбор обратной связи должен был решить эту задачу. Со своим дружелюбием и способностями к общению с аудиторией Барра стал лицом Android. В рамках Google I/O, LeWeb и подобных конференций Барра явил общественности Honeycomb, Ice Cream Sandwich, Jelly Bean и KitKat, телефоны Nexus 4 и Nexus 5, планшеты Nexus 7 и Nexus 10, персонализированный поисковик Google Now и систему голосового поиска Google Voice Search. Один из бывших сотрудников Android назвал связку «Рубин — Локхаймер — Барра» триумвиратом, который ведет предприятие к успеху.

Отставка публичного лица Android претендует на место главной «желтой» истории в мире высоких технологий. Посвященные в ситуацию сообщили изданию AllThingsD о романтической связи между Барра и сотрудницей Google, которая позже оставила его в пользу другого их общего коллеги, Сергея Брина. Позже в прессе появилось имя женщины — Аманда Розенберг, менеджер по маркетингу в запущенной Брином продуктовой линейке Google Glass. Последний, к слову, на тот момент был на стадии развода с Анной Войжитски. Одни говорят, что именно эта связь стала причиной ухода Барра, другие — что Барра подал в отставку до того, как узнал о новом бойфренде своей подруги.

Так или иначе, прощальное письмо было дипломатичным и дружелюбным: «Мы желаем Хьюго Барра всего наилучшего. Мы будем скучать, и нас радует, что он остался внутри экосистемы Android». В октябре 2013 года Барра стал ответственным за глобальное продвижение китайского бренда мобильных устройств Xiaomi. В то время о нем мало кто знал, а сейчас Xiaomi меняет репутацию Китая как производителя дешевых некачественных поделок.

Барра неумолимо ведет бренд к статусу китайского Apple. На прошедшем в феврале Mobile World Congress он сравнивал вышедший недавно Xiaomi Mi 5 с iPhone 6S и Samsung Galaxy, и сравнение было не в пользу последних двух. И все это — на фоне ироничных вирусных роликов в поддержку свежего флагмана китайского вендора, где Барра скачет через скакалку и собирает кубик Рубика. Теперь компанию Xiaomi узнают на глобальном уровне, и все благодаря тому, кто представлял публике компанию Android.

Матиас Дуарте

d5fd1f333b07f3.jpg

У Android как открытой системы есть свой всем известный неоднозначный момент —фрагментация. Взяв в руки телефоны двух разных производителей, видишь два разных интерфейса, два оформления — два разных Android. Однако в прошлом десятилетии визуальной разрозненностью своих продуктов «болела» сама Google: настолько каждый из них был не похож на другой, взаимодействие отделов стремилось к нулю.

Пока Пейдж считал, что Android и Google идеально подходят друг другу, у Рубина в голове не укладывалось, как гигантской компании может быть настолько чужда идея о корпоративной структуре. Так продолжалось до 2010 года, пока в Google всерьёз не подняли вопрос о визуальной унификации продуктов. Юзабилити и пользовательский опыт встали во главу угла.

Матиас Дуарте, впрочем, совершенно не волнуется относительно фрагментации, кастомные прошивки он воспринимает как разные автомобили: «Неважно, какая у вас машина — Honda, BMW или Tesla. У нее есть руль, тормоз с одной стороны и газ с другой. Они могут иметь совершенно разные панели управления — все зависит от потребностей —, но ты знаешь, как ей управлять. И это отличные машины». Так звучат слова человека, который «сделал Android прекрасным» — так сооснователь сайта The Verge Джошуа Топольски представил Дуарте на своем ток-шоу в 2011 году.

Вице-президент Google по дизайну и человек, внесший в систему Android само понятие о пользовательском опыте, Дуарте из тех людей, о которых говорят: «У него есть стиль». Этно-психоделические рубашки дизайнера стали предметом обсуждений и догадок, которые Матиас не спешит комментировать. На первый взгляд он кажется кем-то вроде сутенёра, наркобарона или порнозвезды из 1980-х годов. А если вглядеться, невольно подмечаешь сходство с персонажем из фильма «Кровь и бетон» — тем, что известен в рунете своей пронзительной словесной эскападой. В общем, обаятельный человек.

Когда-то семья Дуарте оставила Южную Америку из-за политической нестабильности — как и всякий беженец, Дуарте по-прежнему идеализирует Америку как страну возможностей. Он получил степень бакалавра компьютерных наук в Университете Мэриленда, но благополучно променял работу по специальности на игровую разработку, переехав в Сан-Франциско. В 1994 году, еще студентом, совместно с Брайаном Веллингтоном он придумал популярную среди линуксоидов аркаду XBill. Задача игрока — не допустить, чтобы орава персонажей по имени Билл установила на компьютеры вирус Wingdows вместо операционок на базе Unix, а также заразила ими «макинтоши», PalmPilot и другие устройства.

В другой игре, над которой работал Дуарте, игрок управлял кораблем на воздушной подушке и летал среди греческих колонн, расстреливая врагов и поджигая деревья. Игра называлась Phase Zero, она разрабатывалась под приставку Atari Jaguar, но так и не была доведена до конца: студия закрылась. Но и от того, что можно найти в сети, брови слегка приподнимаются — конечно, если делать поправку на год выпуска.

Во время бума доткомов Дуарте «фрилансил» и делал сайты, пока не заинтересовался дизайном операционных систем и мобильных платформ. На его счету — UX для операционной системы webOS на ядре Linux, слайдера Helio Ocean и, между прочим, внешний вид того самого Danger Hiptop. За последнее устройство компания Danger получила в 2002 году награду Wired Rave Award в номинации «Промышленный дизайн», обойдя на этой дистанции Apple с их iMac.

В 2010 году Пейдж пригласил Дуарте наводить порядки в Google. Первое детище Матиаса, которое вдохновило пользователе Reddit создать ветку, прославляющую его имя, — это система Android 3.0, она же Honeycomb. С тех пор Android изменился навсегда.

На конференции Google I/O в 2014 году Дуарте рассказывал: «В Android Icecream Sandwich мы представили интерфейс, выполненный в стиле печатных журналов. Многим понравилось, многие были счастливы. Но дизайн не стоит на месте. И пользователи, и дизайн как область — все стало сложнее. В последние годы в дизайне стало важным движение. Нам захотелось взять лучшее, на что способен графический дизайн в плане чистоты и ясности, а также инновации в графике движения и коммуникациях посредством движения. Это всё ещё было привязано к понятиям осязаемости, физичности, значимых для промышленных дизайнеров. Мы задались вопросом, как это реализовать».

Впоследствии этот вопрос привёл команду Дуарте к образу бумаги, только «значительно улучшенной, можно сказать, волшебной», как описывает её дизайнер. Эта удобная метафора легла в основу всей концепции Material Design.

Для Дуарте переход от разработки игр к пользовательским интерфейсам в мобильной ОС был почти бесшовным: он привнёс в одно философию другого. Матиас признаётся, что находит время, проведённое им в игровом пространстве, полезным, поскольку часть нормальных для этого пространства механик осталась недооценённой в остальных областях UX-дизайна.

«Будь ты игрок или разработчик игры — все понимают, что игра должна быть максимально достоверной, захватывать эмоционально и погружать в себя. Веб-сайты же совсем не учитывают нюансов чувственного опыта». Матиас приводит в пример швейцарский армейский нож и зажигалку Zippo: «Хотя это и не игрушки, их не можешь выпустить из рук». Ему хочется, чтобы Android восхищал так же — и он возглавил команду дизайнеров, которая придумала Material Design.

На Дуарте сильно сказался тот опыт, что он получил в школьном кабинете рисования и на занятиях историей искусств. Комфортнее всего Матиас чувствует себя в поле абстрактного экспрессионизма, сильнее всего на на него повлияли художники Аршиль Горький и Роберто Матта. Если говорить о других направлениях, то это Одри Кавасаки и апологет суперплоского искусства Такаши Мураками.

Но сегодня источником вдохновения для Дуарте стал Tumblr: если и стоит убить 30 секунд на социальные медиа, чтобы увидеть там что-то новое, то вот он, лучший выбор. А если говорить об инструментах, то Матиас в восторге от Sketch, Comet и Pixate. А мессенджер Slack пробуждает в памяти Дуарте эпоху IRC, когда в канале общались знакомые друг другу люди.

Дуарте разрушает сложившийся стереотип о работе в Google как о бесконечном кувыркании в цветных шариках: «Рабочий день — это куча встреч и имейлов, обсуждение чужого дизайна и отсутствие времени для разработки своих идей. И если ты работаешь в Google или хочешь выйти на его уровень, то твои рабочие условия должны включать хорошую мебель, естественное освещение, белые доски и бумагу для заметок».

Музыка в зону дизайнерского комфорта Дюарте не вписывается: в молодости он любил быстрое и шумное роттердамское техно и мог слушать понравившийся трек на повторе часами, но теперь это отвлекает его от работы.

Стив Перлман

8044d707991650.jpg

Маленькая команда Энди Рубина, собранная из разработчиков и менеджеров по продукту, работала не на голом энтузиазме. Когда Рубин выжал из себя все, что мог, он растерялся. Для запуска Android усилий одного человека оказалось недостаточно, и требовалась помощь со стороны. Арендатор уже был готов выселять инженера, поэтому телефонный разговор между Энди Рубином и Стивом Перлманом звучал немного нервно:

— Когда нужны деньги?

— Немедленно!

— Значит, будут в самом скором времени.

— Вообще-то, чем скорее, тем лучше.

Перлман отправился в банк, снял 10 тысяч долларов стодолларовыми банкнотами и принес их в офис Рубина. По слухам, итоговая сумма инвестиций составила 100 тысяч долларов — этого хватило, чтобы привести бизнес-план в исполнение и перевезти офис в Пало-Альто. Пока Рубин отпускал о затее пессимистичные ремарки, Перлманом руководили вера в проект и желание помочь другу и бывшему коллеге. «Мне говорили: «Стив, ну брось. Ему бы продать хотя бы миллион этих штук. Он пытается вскипятить океан».

Чем Перлман отличался все 25 лет работы венчурным капиталистом, так это чутьем: по состоянию на конец сентября 2015 года платформа Android насчитывала почти полтора миллиарда пользователей.

Звонок Стивену Перлману, возможно, был решающим в судьбе мобильной платформы. Но чем он должен быть известен широкой общественности, помимо своей роли в Android? Охватить весь масштаб его технического гения чрезвычайно сложно: в патентном бюро США числится более 150 патентов Перлмана.

За одним только упоминанием о QuickTime — как о технологии, фреймворке или плеере, неважно — потянется вереница внедривших QuickTime в свои продукты торговых марок и брендов, начиная со всего, что сходит с конвейеров Apple. Предтечей QuickTime был видеокодек Road Pizza, внедрённый в цветной Macintosh, благодаря которому персональный компьютер впервые смог воспроизвести цифровое видео. Шёл 1985 год.

Создавать технологии для воплощения искусственных миров и комбинировать их друг с другом— эту цель Перлман наметил ещё подростком. Ребёнком он попал под очарование отцовского эксперимента, продемонстрировавшего ему, как зажечь лампочку от батарейки. Простые опыты с годами дополнились увлечением фотографией, кино и анимацией. От пластилиновых стоп-моушн-мультфильмов Стив пришёл к тому, что собрал в старшей школе свой первый компьютер. Ещё с детства, когда родители купили Перлману Apple II, он вынашивал идею создать собственный компьютер и графический дисплей, которые бы позволили мальчику писать те игры, в которые хотелось играть ему самому.

Технические навыки юного Перлмана помогли ему в том числе обеспечить себе не омрачённый долгами школьный выпускной. Так, чтобы закрыть несданную работу по английскому языку, он сконструировал светящийся шатёр для драматического кружка, а компьютерная симуляция колебаний в экономике США 19 века помогла сдать долг по истории.

Окончив в 1983 году Колумбийский Университет, Перлман продолжил связь с играми: в компаниях Atari и Coleco он проявил себя как инноватор в области граф

©  vc.ru