"Корпоративный сегмент является в настоящее время одним из главных драйверов ИТ-рынка"
Интервью с Михаилом Вакуленко, менеджером по работе с ключевыми клиентами российского представительства компании NEC Display Solutions.
- Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?
- Финансовый год нашей компании, как и в любой другой японской компании, начинается с апреля месяца, поэтому будет проще подводить итоги первой половины календарного 2012 года. Результаты в целом положительные: наибольший прирост в продажах компании показали информационные панели (так называемые public displays), которые широко используются в рекламно-информационных системах, а также в диспетчерских и контрольных помещениях на производстве (как правило, в составе видеостен). Проекторы также показывают положительную динамику, чему способствует общая ситуация на этом рынке, который стремительно растет в целом. Что касается настольных мониторов, то здесь картина иная – под давлением ноутбуков, планшетов и мобильных устройств в целом количество мониторов на рынке стабильно сокращается, что, естественно, негативно сказывается и на наших продажах.
Если же говорить об объемах продаж компании в целом, то они выросли по меньшей мере на 20% по отношению к первому полугодию календарного 2011 года, а рост продаж отдельных видов продукции – например, дисплеев для общественных мест (вместе с дополнительным оборудованием и ПО), - составил около 50%.
- Насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?
- Кризис 2008 года привел к значительному сокращению ИТ-рынка в России, однако за прошедшие годы многие его сегменты в значительной степени "отыграли" свои позиции. Нужно отметить, что в России, как и в Америке с Европой, в первую очередь сократилось индивидуальное потребление. В то же время и в России, и на Западе корпоративный сегмент является в настоящее время одним из главных драйверов ИТ-рынка.
Наша компания занимает достаточно специфическую нишу поставщика комплексных решений по визуализации информации, поэтому некоторые тенденции, характерные для потребительского сектора ИТ-рынка, не оказывают значительного влияния на наш бизнес. С развитием во всем мире цифровых рекламно-информационных систем объем продаж дисплеев для общественных мест каждый год увеличивается на десятки процентов, что позволяет уверенно смотреть в будущее. Безусловно, нельзя быть полностью изолированным от кризисных явлений – так, из всех корпоративных продуктов наиболее пострадавшими оказались проекторы. Активное восстановление этого рынка началось только в прошлом году. Сильно упала средняя цена настольных мониторов, а поскольку NEC выпускает мониторы для среднего и высокого ценовых сегментов, то наша доля на рынке мониторов, где как раз множество покупок совершается индивидуальными потребителями, несколько сократилась.
- Назовите основные проблемы для роста российского рынка. Возможно ли их преодоление в ближайшее время?
- Одной из основных проблем российского ИТ-рынка по-прежнему остается сравнительно низкая инвестиционная активность частного бизнеса. Наиболее активными покупателями ИТ-оборудования в настоящее время являются крупные компании, как правило, с государственным участием, которые активно инвестируют в обновление основных фондов для повышения общей эффективности своего бизнеса. Само собой, ИТ-оборудование рассматривается ими как один из важнейших инструментов повышения эффективности. Государственное участие означает, что такие компании могут позволить себе серьезные вложения и не зависеть от сиюминутной рыночной конъюнктуры.
Что же касается частного бизнеса, то определенные сложности в получении "длинных" кредитных денег, достаточно высокие проценты, общая неопределенность на многих рынках заставляют бизнес зачастую сосредотачиваться на сиюминутной эффективности, в том числе и выбирая более дешевое оборудование.
Думаю, что принимаемые в настоящее время нашим правительством меры по улучшению общего инвестиционного климата позволят привлечь в страну больше иностранных компаний, а также помогут российскому бизнесу с большей уверенностью смотреть в будущее.
- Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на сегодняшний день?
- Прежде всего, вендор должен производить качественный конкурентоспособный продукт, отвечающий всем текущим требованиям рынка, быть гибким в вопросах ценовых предложений, учитывать имеющиеся на рынке технологические тренды, а еще лучше формировать их самому, тем самым способствуя развитию рынка в нужном направлении и обеспечивая себе преимущество перед другими производителями.
- Какие рынки сейчас наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?
- Российский рынок пока ещё не настолько наполнен высокотехнологичными продуктами, как во многих западных странах, а перспектива его развития позволяет производителям принимать более смелые решения по инвестированию в продвижении товаров. Постоянно увеличивающаяся покупательская способность обеспечивает растущий спрос, в том числе, и на технологичные товары и услуги. Если рассматривать тот сегмент, в котором активно работает наша компания, то наиболее привлекательным направлением вот уже на протяжении многих лет является поставка комплексных решений под некоторые вертикальные сегменты рынка: ситуационные центры, системы контроля на транспорте, рекламно-информационные системы, решения для сфер образования. Для каждого из этих направлений наш портфель продуктов способен сформировать самое передовое решение.
- Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?
- Во второй половине года всегда происходит рост рынка, который обеспечивается всплеском покупательской активности в конце года, а также традиционным "освоением" бюджетов в корпоративном сегменте. Однако можно с уверенностью сказать, что рост ИТ-рынка будет крайне неравномерным и будет сильно зависеть от конкретного продуктового сегмента. Ожидаем дальнейший рост сегментов дисплеев для общественных мест и проекторов, темп роста которых будет выражаться двузначными цифрами – 40-50%. Ожидается дальнейшее постепенное сокращение продаж настольных мониторов и десктопов. Если же говорить об ИТ-рынке в целом, то быстрорастущие сегменты - серверы, ноутбуки, планшеты, проекторы, дисплеи для общественных мест, корпоративное ПО и т.п. - в любом случае помогут ему продемонстрировать хорошие показатели роста.
© @Astera