Не водкой единой: что пьют россияне в 2020 году

Специалисты из Высшей школы экономики рассказали о том, как изменились предпочтения пьющей части населения России за последние годы и назвали самые популярные алкогольные напитки на сегодняшний день.
Не водкой единой: что пьют россияне в 2020 году

Экономисты из НИУ ВШЭ проанализировали два набора данных по 78 регионам России за 2010−2016 годы: официальную статистику Росстата о продажах алкогольных напитков и оценки незарегистрированного потребления алкоголя, смоделированные авторами исследования с использованием методики Минздрава. Выяснилось, что несмотря на неуклонное снижение потребления алкоголя в нашей стране, оно сильно варьируется от региона к региону (разброс от 1,1 литра до 17−20 литров чистого спирта и выше в пересчёте на взрослого человека).

В среднем по стране взрослые россияне выпивают в год 9 литров зарегистрированного алкоголя (в пересчёте на чистый спирт) и 6 литров незарегистрированного. В совокупности — 15 литров.

Средние региональные показатели постоянно снижались, но, опять же, неравномерно. В итоге экономисты разделили регионы на шесть групп по уровню потребления алкоголя, применяя шкалу ВОЗ. Оказалось, что количество самых пьющих регионов — от 10 литров этилового спирта на душу взрослого населения в год — сократилось с 47 в 2010 году до 10 в 2016-м (если рассматривать только зарегистрированный алкоголь). А число регионов с высоким общим потреблением (зарегистрированный и незарегистрированный алкоголь) сократилось за те же годы с 73 до 66.

В ходе проведенного анализа исследователи пришли к следующим выводам:

  • чем выше цена на водку в регионе, тем ниже уровень потребления зарегистрированного алкоголя и выше незарегистрированного;
  • увеличение продолжительности часов продажи спиртных напитков на 1% сопровождалось почти равным снижением потребления незарегистрированнного алкоголя, но не влияло значительно на популярность легального;
  • доля населения трудоспособного возраста среди взрослого населения — наиболее важный фактор, связанный с увлеченностью алкоголем: её увеличение на 1% ведёт к снижению зарегистрированного потребления на 3,3% и увеличению незарегистрированного — на 23%. Это подтверждает результаты предыдущих исследований о том, что молодежь пьет меньше и предпочитает пиво или вино крепким напиткам;
  • увеличение доли городского населения на 1% ведёт к увеличению зарегистрированного потребления на 2%;
  • коэффициенты при независимой переменной — средней температуры в январе — оказались статистически незначимыми, то есть климат практически не влияет на потребление спиртных напитков;
  • уровень безработицы не оказывает влияния на потребление алкоголя;
  • в тех регионах, где население предпочитает крепкие спиртные напитки, потребление как зарегистрированного, так и незарегистрированного алкоголя в целом выше. Например, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге в 2010 году были самые низкие (стремящиеся к нулю) показатели потребления незарегистрированного алкоголя, а самые высокие в Чукотском автономном округе — 21,2 литра.

Несмотря на все ограничительные меры, предпринимаемые властями, Россия пока остаётся одной из самых пьющих стран в мире, а чрезмерное потребление алкоголя входит в число самых распространенных причин низкой продолжительности жизни мужчин. Тем не менее с середины нулевых наметилась положительная тенденция. По данным Всемирной организации здравоохранения, наиболее резкое сокращение потребления спиртных напитков в стране произошло в период с 2005 по 2016 годы — с 18,7 до 11,7 литров этилового спирта на душу взрослого населения.

Со временем менялись и предпочтения россиян. Если в 1995 году водка, по данным Росстата, составляла 81,4% от общего объема продаж алкоголя, то в 2018-м — только 36,4%. За этот же период увеличилась доля пива — с 12,8% до 43,3%, а также других напитков (в основном вина) — с 5,8% до 20,3%. Исследование опубликовано в International Journal of Drug Policy.

Один из основных факторов сокращения потребления алкоголя и изменения его структуры — поэтапно вводимые на государственном уровне меры. Так после 2009 года постепенно росли акцизы на алкоголь, а, вслед за ними и цены. В 2011-м были введены обязательные ограничения на продажу спиртных напитков в вечерние и ночные часы. До этого российские регионы могли самостоятельно вводить ограничения на свой выбор, либо не вводить их вовсе. Исследования показывали, что в регионах с жёсткими мерами снижение потребления алкоголя было более заметным.

Таким образом, государственная антиалкогольная политика привела к частичному успеху — снижению потребления зарегистрированного алкоголя. Однако значительная часть региональных рынков спиртных напитков остается в тени, а население продолжает потреблять незарегистрированный алкоголь.

Материал предоставлен пресс-службой НИУ ВШЭ

©  Популярная Механика