Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

221930.gif«Ведьмак 3: Дикая Охота», самый ожидаемый проект года (да чего уж там — нескольких лет!), наконец-то вышел на всех платформах. Да с каким размахом: миллионы предзаказов, девятки-десятки даже от самых придирчивых критиков, праздник и всеобщее ликование. Такой волнительный релиз не снился даже блокбастерам вроде Dragon Age и Mass Effect. Студии и раньше не приходилось жаловаться на нехватку народной любви, но с выходом новой The Witcher имя CD Projekt, кажется, навсегда вошло в историю индустрии. С гордым и величественным, но всё-таки клеймом — «авторы Ведьмака».

Что само по себе — огромное достижение даже для корпорации мирового уровня, не говоря уже о частной польской компании. Исторически сложилось, что «польский игрострой» стал именем нарицательным весьма сомнительного статуса. Дело тут, скорее всего, в том, что в начале нулевых польский геймдев на мировой арене представляли в основном низкобюджетные шутеры категории «В» (а то и «C») — вроде серий Terrorist Takedown или Code of Honor от небезызвестной City Interactive.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Вот и получалось, что следом чуть ли не весь восточно-европейский сектор рынка шутливо воспринимался как конвейер низкопробного трэша. Разумеется, речь не шла о какой-то серьёзной географической дискриминации, тем более что польская индустрия нет-нет, да и радовала поклонников игр блестящими проектами. Вспомните хотя бы Gorky 17 от Metropolis Software — это была одна из лучших тактических стратегий девяностых. В нулевые на весь мир гремели имена People Can Fly и Techland. Первые запомнились зубодробительными шутерами Painkiller и Bulletstorm, вторые — чуть менее популярными, но все ещё очень качественными Call of Juarez и Dead Island. Чёрт, даже City Interactive исправилась, в прошлом году выпустив добротный ролевой боевик Lords of the Fallen.

Словом, делать роскошные ААА-проекты наши западные соседи всегда умели. А вот что им удавалось несколько хуже — выстроить престижный имидж национального геймдева. Но и этот постыдный период уже позади: CD Projekt как-то незаметно стали лицом всего польского игростроя, изменили отношение мировой общественности со снисходительно-насмешливого на чуть ли не раболепное и, возможно, сделали Польшу Меккой ролевых игр. И всё благодаря одной-единственной серии.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Но, знаете, как-то это… неправильно. Ведь CD Projekt — это не только Ведьмак, CD Projekt — это множество подразделений и офисов по всему миру, десятки проектов и более чем 20-летняя история кропотливой работы. Но ничего, сейчас мы постараемся восстановить справедливость и рассказать, чем занимается компания помимо всем известной франшизы.

«Как превратить хобби в работу», автор — Марчин Ивинский В начале девяностых простой школьник Марчин Ивинский, как и многие сверстники, увлекался компьютерными играми. Однако в своем увлечении он зашёл несколько дальше, чем эти многие, став активным участником демо-сцены и хакерского комьюнити. Однако со временем юный Марчин понял, что программирование — всё-таки не его стезя, и менеджмент даётся ему гораздо лучше. Так, ещё в школе он организовал международную систему обмена картриджами и дискетами, и даже занимался мелкими поставками игр на местные рынки.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Уже в старших классах судьба свела его с Михалем Кичиньским — столь же увлечённой натурой, который подрабатывал продажей игр и программного обеспечения. Однажды в 1993 году Михаль зашел в гости к Марчину и увидел диковинную в то время новинку — пишущий CD-привод. Рядом лежала стопка чистых болванок, на которые Ивинский переносил коллекцию своих игр. «Чувак, я мог бы это продать» — сказал Михаль. К тому моменту ребята уже некоторое время обсуждали идею заняться серьёзным бизнесом, и она не казалось такой уж безумной. Так что год спустя парни основали CD Projekt.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Впрочем, о разработке собственных проектов тогда никто даже не заикался. Компания стала авторизованным дистрибьютором продукции американского разработчика American Laser Games и первым польским издателем игр на CD-носителях, но на этом её деятельность и заканчивалась. Однако дела спорились, и всего за год CD Projekt подписала контракты с Blizzard, Interplay, Acclaim, Blue Byte и многими другими крупными зарубежными компаниями. В 1996 году они первыми на польском рынке стали переводить на родной язык CD-кейсы и вложенные мануалы.

А уже в 1999-м решились на полномасштабную локализацию Baldur«s Gate — с польской озвучкой и привлечением популярных актёров. Неизвестно, что стало бы с компанией в случае провала такой масштабной затеи, однако игра разошлась тиражом свыше 100 тысяч экземпляров — бешеный успех по тем временам.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Это позволило коллективу взяться за переводы Baldur«s Gate 2 и Diablo II, заключить договора с Atari, Microsoft, Sega, Konami и получить эксклюзивные права на распространение продуктов Ubisoft для Playstation 1 и 2. Стоит ли говорить, что именно локализаторское прошлое заставляет CD Projekt с особой тщательностью подходить к вопросу адаптации игр для разных стран? Мало какие проекты могут похвастать такой блестящей русской озвучкой, как Ведьмак.

Берёшь красную таблетку, и я покажу тебе, насколько глубока кроличья нора Уже к началу нулевых компания стала без пяти минут монополистом на отечественном издательском рынке. Дела шли лучше некуда, пришло время задуматься о расширении. Так в 2002 году открылась дочерняя студия CD Project RED. Издательским делом продолжила заниматься CD Projekt BLUE, а вместе они образовали крупнейший в стране холдинг CD Projekt Investment. Первый же проект студии RED выглядел безумной авантюрой. Вместо того, чтобы отработать бизнес-процессы и набраться опыта на небольших игрушках, новоиспечённая студия взялась создавать идеальную RPG своего времени по мотивам литературной серии Анджея Сапковского.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Разумеется, речь идёт о первом «Ведьмаке». Бюджет в 20 миллионов злотых (почти 280 миллионов рублей по нынешнему курсу), дорогущие анимационные ролики, контракты с известными музыкальными группами, пятилетний план разработки при участии более чем сотни сотрудников — игра стала самым дорогостоящим и масштабным польским тайтлом тех лет.

Что было дальше, вы и так, вероятно, знаете: свыше двух миллионов проданных копий, бешеный успех, слава и популярность. Позже были и отменённый ремейк «Ведьмака» для консолей, и кошмарный браузерный многопользовательский файтинг, но подробнее об этом вы можете почитать в соответствующем материале.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Гораздо интереснее узнать, чем в это же время занималось второе подразделение, ведь и оно эту пятилетку не груши околачивало. В 2005 году компания взялась изучать основы онлайн-дистрибуции — и запустила локальный интернет-проект gram.pl. Идея была проще некуда: объединить в одном сайте интернет-магазин и форум, чтобы дать игрокам возможность покупать и продавать, общаться и получать ответы на все насущные вопросы в одном месте. К слову, проект по сей день жив, и пользуется популярностью польских геймеров.

Хорошо забытое старое А пока студия RED корпела над продолжением приключений Белого Волка, головное подразделение основало ещё одну дочернюю компанию, которая готовила маленькую революцию. В 2008-м свет увидел проект Good Old Games. Поначалу всё указывало на очередную никому не нужную платформу онлайн-дистрибуции, если бы не один маленький факт: врождённая неприязнь основателей CD Project к новомодным техническим системам защиты авторских прав — DRM.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Именно эта неприязнь и легла в основу всей философии платформы: никаких клиентов, никакой защиты. Скачанные игры даже не привязывались к аккаунту! Магазин позволял без лишних проблем покупать старенькую классику по дешёвке и устанавливать на такое количество компьютеров и столько раз, сколько пожелает сам пользователь. Чтобы обеспечить максимальную совместимость всей этой классики с новыми платформами, многие игры приходилось дорабатывать напильником, а иные и вовсе продавать в комплекте с эмуляторами. При этом покупатель всегда получал полный пакет доступных бонусных материалов, включая саундтрек, обои, мануалы.

Одним словом, у многих пользователей как-то разом отпала необходимость уходить на торренты за ультимативными сборками. Добавьте сюда гарантию 30-дневного возврата денег за некорректно работающие покупки — и получите магазин мечты. Одна беда — все тайтлы там были крутые, но уж больно старые.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

В то время, как внимание общественности приковано к «Старым Добрым Играм» и второй части «Ведьмака», в том же 2008-м CD Project Investment покупает студию Metropolis — авторов серии Gorky и неплохой ролевой игры Two Worlds. Которая в это время вовсю трудилась над They — фантастическим шутером, обещающим стать первой игрой «не про Ведьмака» в портфолио CD Projekt.

Деталей в прессу просочилось совсем чуть-чуть, но все они были жутко аппетитными. Роскошная по меркам времени графика, современный Лондон, атака роботов и инопланетян, возможность модифицировать оружие — у разработчиков были все шансы надрать пятую точку Crysis, но… Не срослось. Мировой финансовый кризис и растущий как на дрожжах бюджет «Ведьмака 2» заставили закрыть Metropolis в 2010 и как минимум заморозить, а, скорее всего, вообще отменить производство They.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Наконец, в 2011 году Witcher 2 наконец вышел, сорвал приличный банк и позволил основателям холдинга выдохнуть. Дела снова пошли в гору, и в 2012-м CD Project успела аж трижды отметиться жирной точкой на радарах журналистов.

Хороший год Во-первых, подразделение RED анонсировало начало работ над принципиально новым для студии франчайзом — футуристичной RPG Cyberpunk 2077, в основу которой ляжет вселенная настольной игры Cyberpunk 2020.

[embedded content]

Во-вторых, название Good Old Games сократили до GOG.com. Причина проста: помимо старых и проверенных временем проектов, сервис начал продажу новых ААА-блокбастеров и инди-произведений, фактически став прямым конкурентом Steam, Origin и Uplay. Развитие сервиса не останавливается и по сей день: в прошлом году CD Project выдали опциональный клиент GOG Galaxy, запустили локализованные версии сайта и начали продажу DRM-free фильмов.

На данный момент в библиотеке GOG насчитывается свыше 1000 игр, но вот определить позицию сервиса среди конкурентов затруднительно, потому что никто не предоставляет финансовых отчётов или статистики загрузок. Тем не менее, судя по заявлениям некоторых разработчиков, которые выкладывали свои детища сразу на нескольких сервисах, по продажам GOG уступает только Steam, уверенно удерживая позицию номер два.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Наконец, в-третьих, компания открыла очередную, но принципиально новую платформу онлайн-торговли CDP.pl. И вроде бы локальный магазин не должен представлять для нас большого интереса, но вообще-то российским продавцам стоило бы многому поучиться у CDP. Площадка для геймеров торгует не только цифровыми и коробочными версиями игр, но и фильмами, музыкой, книгами, техникой и даже настолками. Словом, накрывает весь спектр базовых интересов современного юзера.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

При этом компания пользуется сетью доставки из двух с половиной тысяч киосков и тысячи автоматизированных круглосуточных терминалов выдачи, раскиданных по всей стране. Хотя это, конечно, уже не её изобретение, но зависть к польским геймерам меньше от этого не становится.

 — ??? — PROFIT! Наконец, после трёхлетнего затишья наступил 2015-й — и принёс славный финал трилогии о Геральте из Ривии. А вместе с ней завершилась и первая, но, без преувеличения, важнейшая глава в истории студии RED, а возможно и всего холдинга CD Projekt. Но в том-то и дело, что самое интересное только начинается. Понятно, что франшизе The Witcher рано на покой, но и нам до следующего большого релиза ещё дожить надо.

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

На данный момент в активе RED остается лишь загадочная Cyberpunk 2077, о которой, несмотря на три года разработки, не известно почти ничего. Единственный доступный тизер двухлетней давности настолько же малоинформативен, насколько и великолепен визуально. Да и в голове всё больше летают тревожные мысли:, а сдюжат ли? Всё-таки проба пера в принципиально другой вселенной. Вероятно, похожие мысли испытывают родители, отправляя своё чадо в школу в первый раз.

Да и по отношению к другим подразделениям возникают похожие вопросы. Бросит ли GOG.com серьёзный вызов Steam? Решится ли CDP.pl на международную экспансию? А может быть, объединятся, вместе скинут Amazon с насиженного трона и установят новый мировой порядок — с быстрой доставкой, низкими ценами и без DRM?

Не «Ведьмаком» единым: тернистый путь CD Project

Звучит, конечно, утопично, но, согласитесь, упорства Михалю, Марчину и их команде не занимать. Мы со своей стороны надеемся, что на этом история достижений холдинга не закончится, и они ещё не раз станут героями наших публикаций.

Автор текста: Денис Рыбалко

Источник:  4pda.ru

©  4PDA