Не убивайте Twitter
У платформы большое будущее — нужно просто понять, что с ней делать.
В избранное
В избранном
Сервиса Twitter не должно было существовать. Он ведь появился случайно — как побочный проект. В «Википедии» и вовсе написано «научно-исследовательский».
Twitter был создан в компании, которая занималась совершенно другими вещами — сервисом для публикации и прослушивания подкастов.
Похожие истории часто можно услышать, когда кто-то рассуждает о происхождении других популярных продуктов современности — Slack, Instagram, Android, даже Wrigley начинали с чего-то, что было совсем не связано с нынешней сферой деятельности.
Увлёкшись новой идеей, разработчики Odeo (так назывался сервис подкастов) каким-то чудом выпустили платформу для публикации микроблогов, которая заметно повлияла на мировое информационное пространство и уклад жизни в целом.
Но сама платформа Twitter постоянно балансирует на грани прибыльности, и в глазах подавляющей части российских пользователей уже давно мертва (или вообще никогда не была живой).
На старте Twitter воплощал простую идею: публиковать короткие сообщения в интернете через SMS. Конечно, эти записи выглядели примерно как «Я поел», «Смотрю в стену», «Хочу гулять», так что сервис получал смешанные отзывы.
Twitter сумел хотя бы частично преодолеть недоверие, традиционно присущее всему новому, и относительно успешно работает уже почти 12 лет.
Проблемы Twitter
Twitter — это бизнес. И у него много проблем. Не критичных, но заметных даже снаружи. Компания пережила несколько смен власти, хотя у руля до сих пор находится один из основателей, что принято считать преимуществом. Пускай Джек Дорси и не может уделять Twitter 100% своего времени — его нередко критикуют за то, что он разрывается между сервисом микроблогов и своей второй компанией, платёжным стартапом Square.
Финансовые отчёты Twitter наталкивают на грустные мысли: компания никогда не была прибыльной, а выручка падает. Есть гипотеза, что Twitter стоит сконцентрироваться на продаже данных как на одном из наиболее перспективных источников дохода, чтобы диверсифицировать и упрочить свой бизнес, но пока традиционная рекламная модель остаётся основной.
В третьем квартале выручка Twitter снизилась на 4% год к году до $590 млн, доходы от рекламы упали на 8% до $503 млн. Чистый убыток Twitter снизился до $21 млн. Число ежемесячно активных пользователей достигает 330 млн.
Веру инвесторов в компанию частично отражают котировки её акций (TWTR). За последний год стоимость ценных бумаг Twitter заметно выросла:
Но на длительной перспективе есть от чего печалиться — сегодняшняя точка всё ещё гораздо ниже цены размещения.
Непростая финансовая ситуация отражает слабую продуктовую стратегию Twitter. Не похоже, чтобы у компании в целом был какой-то чёткий план: за последние несколько лет она попробовала закрепиться сразу в нескольких сферах, к примеру, предложив пользователям загружать длинные видеоролики или пользоваться её мессенджером;, но пользователи по всей видимости не восприняли это серьёзно. Их интересует только ключевая часть сервиса — твиты.
Продуктовые изменения внедряются в хаотичном порядке, и неясно, есть ли выстроенные приоритеты. К примеру, Twitter решил расширить лимит символов до 280 знаков и дать возможность соединять твиты в цепочки (Moments), но до сих пор не позволил пользователям редактировать записи, а также уже слишком давно не радовал крупными обновлениями тех, кто предпочитает десктопный клиент Tweetdeck.
Выходит, что руководство Twitter предпочитает переставлять местами кнопки и перекрашивать иконки — вместо того, чтобы прислушиваться к обратной связи от пользователей или хотя бы объяснить, почему именно запросы преданных посетителей сервиса не соответствуют его стратегии (видимо, потому что её и в самом деле не существует).
Один из самых заметных провалов — это закрытие сервиса Vine. Он должен был стать способом привлечь в Twitter талантливых создателей контента, а в итоге помог им консолидироваться и всей группой перейти в более демократичный и динамичный Instagram.
Похожую участь может ждать и сервис прямых трансляций Periscope — на старте казалось, будто бы Twitter наконец-таки удалось предсказать восходящий тренд, но вышло так, что в 2018 году стримы в таком кустарном виде вряд ли уже смогут стать массовыми.
Twitter вовсю пытается привлекать рекламодателей, но как минимум в России сервис не воспринимается как клёвая рекламная площадка. Если его и используют в маркетинге, то только как средство сбора обратной связи или как очередную платформу для традиционного SMM.
В России Twitter в целом ассоциируется в основном с политикой или развлечением для школьников и гиков — это отголоски начала 2010-х, когда соцсетью действительно больше никто и не пользовался. Поклонникам других соцсетей сложно поверить, что кто-то расценивает Twitter всерьёз.
Достижения Twitter
Twitter действительно подарил нам много прекрасных вещей. После аварийного приземления аэробуса A-320 на реку Гудзон сервис, как признают его создатели, впервые очень громко прогремел в медиаполе, став первоисточником новости — его пользователь сообщил о происшествии быстрее традиционных СМИ.
Это стало «поворотной точкой» — платформу заметили и стали относиться к ней более серьёзно.
С тех пор твиты становились источником важных и неважных новостей бессчётное количество раз — пользователи сообщали о катастрофах, пожарах, происшествиях и авариях, публиковали снимки с важных концертов, церемоний, торжественных событий.
В Twitter возникали вирусные истории и флэшмобы, зарождались и умирали мемы. В российском сегменте на рубеже этого десятилетия закипела политическая жизнь, и из неё впоследствии вынырнуло несколько интересных проектов и персонажей, за которыми и сейчас следят десятки тысяч людей. А в 2016 году, к примеру, Twitter дал вторую жизнь полузабытому молодёжью певцу Дмитрию Маликову.
Дмитрий Маликов @DmitryMalikovКак у Вас дела вообще? Тяжеловато приходится ? Или ничего?
Sat Oct 24 10:42:02 +0000 2015
И как можно забыть такую вещь, как хэштег, которая получила истинное признание именно в Twitter. Теперь сложно представить социальный сайт или сервис, который так или иначе не использует этот инструмент.
В Twitter мы получили возможность напрямую общаться с недостижимыми ранее знаменитостями и главами государств (если повезёт, можно даже огрести от президента США или основателя крупной российской сети общепита).
Серый бренд
Несмотря на большой потенциал социальной платформы, Twitter остаётся бесконечно скучным брендом. Нам совершенно неинтересно, какие у него ценности, чем живут его руководители и сотрудники, какая там корпоративная культура, как компания справляется с проблемами и какие инновации она нам принесёт.
К примеру, компанию сейчас покинул операционный директор Энтони Ното, который прежде был финансовым директором. Если бы операционный директор Facebook Шерил Сэндберг попрощалась с командой Цукерберга, аналитики моментально зашлись бы в истерике, в один голос предсказывая компании скорую погибель.
Mashable, конечно, пишет, что Ното был гарантом для инвесторов и партнёров компании, и упоминает, что для окружающих он воспринимался как опытный и зрелый менеджер, способный перевесить инфантилизм основателей. Но пользователей это всё мало волнует — они не чувствуют человеческое влияние разработчиков на жизнь сервиса и обитателей платформы. Пользователи Twitter заняты сами собой.
Для сравнения, после появления новостей об уходе прежнего главы компании Дика Костоло компании тоже прочили всё самое плохое — вплоть до продажи кому-нибудь вроде Google. Это было ещё в 2015 году — как видим, пророчества пока не сбылись.
Благодаря чему живёт Twitter
Может показаться, что и в мире, и в России Twitter занимает в пищевой цепи социальных сетей низкое положение — сложно представить его на острие инноваций, как Facebook или даже Wechat.
Но никто не придумал, чем его можно заменить: это самобытная культура, ценная благодаря своей стремительности (и скорости устаревания контента в том числе), лаконичности и камерности вперемешку с непревзойдённой публичностью — вот такой вот парадокс.
Самое важное, что дал нам Twitter — это сообщество. Будь то политическая движуха, гиковские споры, бесконечные флэшмобы для несовершеннолетних поклонниц малоизвестных, но трендовых поп-групп — на этой платформе каждый может отыскать единомышленников.
Вторая важная характеристика — Twitter гораздо быстрее распространяет информацию, чем Facebook или любая другая соцсеть. Пока новомодные алгоритмы новостных лент сообразят, что произошло что-то важное, пользователям Twitter эта тема уже успеет надоесть.
Разработчики Twitter тоже заигрывают с алгоритмической лентой, но многие люди всё ещё используют сторонние клиенты, в которых записи располагаются в хронологическом порядке. Для любителей быстро получать важные новости и другую информацию Twitter будет незаменим. Никто же не будет всерьёз утверждать, что устаревающая технология RSS имеет хоть какой-то шанс стать массовой? Тут скорее стоит опасаться конкуренции со стороны Telegram.
Во время президентских выборов 2016 года в США Twitter стал основным источником информации — пользователи отправили более 40 миллионов твитов менее чем за сутки. Но под ударом общественности оказался всё равно Цукерберг, вынужденный оправдываться за влияние Facebook на исход выборов.
К слову, аккаунт президента Трампа называют единственной важной вещью, от которой зависит сейчас выживаемость Twitter — именно эту площадку он использует для выражения своего мнения по всем важным и не очень важным вопросам (что, между прочим, может отпугивать многих американцев, которые миллионами валят прочь в другие соцсети).
Журналисты и аналитики говорят, что Twitter нужно обрести «новое видение» — однажды компания пытались превратиться из условной «социальной сети» в «новостной сервис», сменив попутно категорию в магазине приложений, но это сложно назвать фундаментальным процессом, определяющим успех на годы вперёд.
Выглядит так, что Twitter теряет свою миссию — раньше он предоставлял всем свободу для высказываний и самовыражения, а теперь стремление отследить и побороть «негативные» высказывания несколько подмывают репутацию по-настоящему свободной площадки.
Компания на протяжении последних лет пыталась познакомить нас с нашими кумирами, заставить всех пользоваться её мессенджером, научить пользователей загружать видео и становиться блогерами, попутно стараясь привлечь другие медиа в попытке стать для них основным каналом дистрибуции.
Всё прахом — единственное, в чём Twitter по-настоящему преуспел, это умение собирать и выращивать сильные сообщества.
Пользователи даже не ждут от сервиса каких-то особенных инноваций и неожиданных ходов — модель работы Twitter уже достаточно самобытна. Если бы разработчики развивали ядро функциональности и не распылялись на вещи, которые выглядят перспективными, а на самом деле оказываются мимолётными бессмысленными трендами, доверия к сервису было бы гораздо больше.
Почему вам стоит пользоваться Twitter
Мы заходим в Twitter, чтобы узнать, что происходит прямо сейчас. И обсудить то, что ваши друзья в Facebook будут обсуждать только через пару часов, а дикторы федеральных каналов — вообще на следующий день.
Мы заходим в Twitter, чтобы пообщаться с единомышленниками — это не клуб по интересам, а место, где можно отыскать видите людей, близких по духу. У них единый культурный код, схожий опыт, они понимают сленг, юмор, проблемы и устремления друг друга. Рядом с одним кругом есть несколько других — и за ними тоже интересно наблюдать. Здесь достаточно немного постараться на старте и организовать для себя правильную среду.
Компании и бренды, которые увлекаются работой с соцсетями, чувствуют на уровне инстинктов, что в Twitter есть жизнь, но толком не умеют с ней работать — или не хотят. Рост активности аудитории даст им понимание, что они упускают что-то важное. И пришедшие вслед за этим пониманием деньги помогут сервису развиваться быстрее.
Просто посмотрите — по запросу в Google «реклама в Facebook» мы получаем 30 200 000 результатов в выдаче, «реклама в Twitter» — 7 620 000 результатов. По официальным данным, у Twitter 130 тысяч рекламодателей на 320 млн пользователей. Для сравнения, у того же Facebook — 5 млн рекламодателей на 2 млрд пользователей. Соотношение говорит о том, что Twitter сейчас менее привлекателен как рекламная площадка.
Тем не менее, совсем недавно Buzzfeed написал о том, что популярность Twitter для издателей якобы стала расти относительно Facebook — последний стал отдавать меньше трафика на внешние сайты, а Twitter — больше. Ещё в октябре прошлого года на одного пользователя, пришедшего из Twitter, приходилось 4,7 пользователей из Facebook. Теперь это соотношение — один пользователь из Twitter на 2,5 пользователя из Facebook.
В абсолютных значениях эти две площадки, конечно, не сравнить, но тенденция для Twitter положительная.
Такой тренд указывает не только на пертурбации внутри Facebook, но и на продуктивные изменения внутри Twitter — который, вероятно, не собирается сдавать позиции слишком быстро. Это хорошо и для компаний, и для пользователей, которые всё ещё могут найти здесь для себя интересный контент.
И самый последний довод к тому, что стоит продолжать пользоваться Twitter — его никто не смог заменить. Нечто подобное, к примеру, пыталась запустить Mail.Ru Group в 2012 году, но уже спустя 11 месяцев после запуска «Футубра» была закрыта. Из-за слишком медленного роста аудитории.
Просто все уже были зарегистрированы в Twitter.
Выходит, что Twitter прочно занял свою нишу — пусть и почти случайно — и это та ниша, которую никто другой занять сейчас не может. Или даже не хочет. Но Twitter, как ни парадоксально, может потерять своё место — если ничего не сделает со своим продуктом.
И речь здесь вовсе не про инновации. Все пытаются предсказать будущее. Twitter его уже предсказал в своё время, а затем и помог сформировать — теперь он прочная часть настоящего. Пусть так оно и остаётся.
© vc.ru