Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

226450.gifО насилии в видеоиграх не писал только ленивый. Это уже добрая традиция — бесконечно и со вкусом спорить о том, как виртуальная расчленёнка и беззакония влияют на психику. Чтобы моралисты всех мастей подняли истеричный гвалт, достаточно кровавого трейлера. Под прицелом их критики в разное время побывали Mortal Kombat, Manhunt, Postal, Hotline Miami и God of War. Надо признать, не без оснований. Но, как известно, чем больше шума, тем сильнее пиар. И об этом, похоже, не догадываются ревностные рыцари котят и морали вроде американского юриста Джека Томпсона, чей крестовый поход против GTA давно стал притчей во языцех. А может, как раз догадываются, и даже точно знают, особенно в дни получения гонорара?…

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

В этом сезоне волна праведного негодования обрушилась на Hatred — мрачный шутер от польской студии Destructive Creations. Игра счастливо совмещает всё то, что выводит из себя поборников нравственности. Тут тебе и герой по имени Антагонист, и убийства «ради искусства», и гражданские в качестве живого щита, и вообще мотивация какая-то психопатическая. Человечество — паразит на теле планеты, и ни одна жизнь не заслуживает спасения. Звучит по-бунтарски впечатляюще. Серьёзно, кому нужен глубокий драматический сюжет, когда персонаж — маньяк-социопат, которым движет первобытная анархия? Но в целом выглядит это, мягко говоря, нездорово.

Настолько нездорово, что полгода назад страница проекта на Steam Greenlight была удалена администрацией. Правда, её тут же восстановили. И сам Гейб Ньюэлл лично извинился перед поляками за это недоразумение. Но осадочек, осадочек-то остался… А вот жёсткая политика Twitch больше не предусматривает полумер в отношении игр с максимальным возрастным рейтингом. Поэтому всех, кто рискнет стримить Hatred, там с некоторых пор ожидает пермобан. Да, всё очень строго. Надеемся, вы уже убрали детей от экранов.

[embedded content]

Так чем же опасен Hatred? Неужели моралисты правы, и насилие в играх может иметь необратимые последствия для психики? В надежде на окончательное разрешение этого вопроса мы обратились к людям, которые не понаслышке знакомы с тем, как работает наше подсознание. Хватит предисловий. Отойдём в сторонку и дадим слово профессионалам.

Врач-психиатр Илья Антипин: «Как только в кино появилось насилие, столпы общества тут же возопили о том, что всё, пасочки, сейчас все друг друга заколбасят. И вопят они с тех пор непрерывно. Однако наука не терпит бездоказательности. Тему очень масштабно исследовал Кристофер Фергюсон — маститый учёный из Стенфордского университета. И вот он так и не смог найти никаких конкретных свидетельств непосредственного влияния виртуального насилия на психику. Реальное насилие как творили, так и творят — и те, кто никогда не играл в видеоигры и даже не смотрел кино, и те, кто играл и смотрел. Одинаково.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Идея о том, что человек повторяет всё, что видит (хочет повторять всё, что видит), кажется совершенно очевидной широким массам людей, что доказывает лишь то, что эти самые массы не сильно озабочены причинно-следственными связями, и готовы любую корреляцию принимать за причинность. Вообще, человек во многих отношениях едва сложнее орангутана. Тот может сидеть с палкой у реки и вроде как ловить рыбу, потому что так делают аборигены. Ни фига не ловится… Чего-то не хватает: лески, крючка, мозгов, опять же… Но он сидит.

Почти гарантированно иногда будет происходить какое-то насилие с сюжетом, просто похожим на видеоигры (а откуда они там берутся, кстати, не из жизни ли?), или же авторами насилия будут фанаты видеоигр. И каждый раз у публики будет возникать идея: «Всё одно к одному! Запретить!». Так было, есть и будет.

Куда более интересный вопрос в другом — не могут ли суррогатные формы насилия, типа видеоигр, снижать уровень агрессии в реальном мире? Абсолютно не факт, но почему бы и нет? Например, наличие публичных домов действительно снижает сексуальное насилие. Доступ к имитации отношений с «как бы несовершеннолетними» (проститутками, специально имитирующими несовершеннолетних) чётко снижает реальные криминальные эксцессы, связанные с педофилией. Почему бы и здесь не иметь место каким-то подобным феноменам?

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

В общем, вопрос если и стоит, то так: чаще ли в игры вроде Hatred играют дети с исходно проблемной агрессией, или же это как раз видеоигры делают их тупыми и агрессивными? Тут впору сравнивать публику на конференциях геймеров с публикой на футбольных матчах. И, сдаётся мне, по результатам запретить придется футбол… Факты говорят за себя: 12% авторов реальных шутингов в школах играли в видеоигры с насилием… Может быть, они просто недостаточно много играли, эти 12%?»

Психолог, психотерапевт Анна Анисимова: «В целом, лейтмотивом игры здесь становится необоснованная жестокость. Для любого человека (и порог в 18 лет ни о чем не говорит, так как мозг формируется полностью лишь к 25 годам) подобный опыт не может иметь ничего ценного. С точки зрения психологии, психика человека условно делится на Персону и Тень. Персона — это всё то, что приветствуется обществом (доброта, забота о котиках, детях, пенсионерах и проч.), а Тень — это отторгаемые, подавляемые и запретные структуры психики (куда может входить известная каждому агрессия и злость).

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

В ходе терапии сложнее всего прорабатывается именно Тень. У здорового человека психика справляется с этим расщеплением, но под воздействием игры вроде Hatred у него могут, скажем, сбиться настройки. Неслучайно в тех же США всё более распространены случаи насилия среди детей и подростков, убийства ни в чем не повинных людей. Это совсем не следствие фрустрации, которую изучает социальная психология. И даже не результат применения психотропных и прочих медицинских препаратов, широко назначаемых населению без особых на то оснований…

Если говорить языком экстрасенсов и целителей, то игра практически мгновенно и автоматически обеспечивает «подключение» игрока к нижнему астралу, к тёмным и низшим вибрациям. Подобный контакт лишь усиливает имеющиеся психические патологии и может создавать новые (панические атаки, социофобию), не говоря уже о вреде для души (а психотерапия, в общем-то, именно излечением души и занимается).

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Для бессознательного человека происходящее в игре так же реально, как и любые наши каждодневные действия. В результате граница между реальностью и вымыслом весьма быстро размывается. Пользы в таком времяпрепровождении я не вижу, для «разрядки» куда больше подходит боксёрская груша».

Клинический психолог, кандидат психологических наук Вероника Степанова: «С моей точки зрения, игра выглядит интересной и очень впечатляющей. А также устрашающей, эмоционально и агрессивно окрашенной. Совершенно точно должна быть противопоказана детям и подросткам в силу лабильности их психических процессов. Как у подростков, так и у взрослых может увеличить риск игровой зависимости, аффективных вспышек (неуправляемой агрессии), сомнамбулизма, деперсонализации, дереализации вплоть до психотического эпизода.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

К подобному роду развлечений человек прибегает в качестве способа ухода от реальности (переключение внимания с нерешённой проблемы на игру), где бессознательно ищет возможность выразить подавленную сферу чувств. Например гнев, обиду, ревность, страх или печаль. Тем не менее, взрослому человеку со сформированной личностью и устоявшейся психикой такая игра не может принести ничего, кроме вреда».

Психолог, психоаналитик, тренер Алексей Гущин: «Сразу скажу: так или иначе на человека влияет любой визуальный материал — просто происходит это более или менее явно. По сути, для нашего бессознательного неважно, правду ты видишь или вымысел — для него всё реальность. Поэтому, принимая участие в виртуальной резне, человек в ней как бы реально участвует. Дальше уже возникает вопрос об уровне его психологического здоровья, уровне его психологического напряжения и количестве скрытой агрессии.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Hatred и подобные ей развлечения могут быть просто методом отыгрывания этой агрессии. Выплеснув её в игре, человек не станет выплескивать её на окружающих. Однако если его психика нестабильна, или если человек инфантилен, подобные активности могут рано или поздно привести его к выводу о том, что агрессию можно реализовать не только в игре, но и в реальном обществе.

Маловероятно, что после пары часов прохождения Hatred толпа геймеров возьмётся за огнеметы и пойдёт сжигать людей заживо. Но то, что уровень агрессивности у многих может вырасти — это точно. Что же касается детей и подростков, то, в связи с ещё только формирующимся психическим аппаратом, их можно приравнять к взрослым, имеющим нестабильную психику. И реакция у них, скорее всего, будет аналогичная — повышение агрессивности, повышенная возбудимость и прочее.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Вы спросите меня: куда же девать агрессию? Учиться вербализовывать её более конструктивно — есть масса техник по снятию напряжения, надо просто задаться этим вопросом, а не убегать из реальности в компьютерные игры».

Психолог, психоаналитик Пётр Лизяев: «Hatred является, пожалуй, идеальным примером игр, в отношении которых родители высказывают тревогу. Название игры уже само по себе вызывает вопросы и сомнения. Но ненависть и определённая «тяга к деструкции», к разрушению того, что человека окружает — это часть нашей биологической природы. Малыш, мама которого строит рядом с ним пирамидку, начнёт с того, что попытается эту пирамидку разрушить, и только потом построит заново свою версию.

[embedded content]

Несмотря на то, что Hatred получила максимальный возрастной рейтинг, конечно же, по факту играть в неё будут и взрослые, и подростки. Может ли это представлять опасность и психологически травмировать — взрослого ли человека, или подростка? Скорее всего, нет, но только при одном условии. Очень важно, чтобы человек мог разделять мир внутренний и мир внешний, фантазию и реальность, игру и реальные действия против реальных людей.

Если человек умеет принимать реальность, уважает такие ценности, как право других людей быть и жить так, как они считают нужным, не ограничивая при этом их свободы — он вряд ли станет просто так сеять боль и разрушения. Если же общество «нездорово», излишне переполнено или даже преднамеренно «накачано» агрессией, то реализация внутренних агрессивных импульсов может произойти в любой момент в неконтролируемой форме. Наибольшую потенциальную опасность для общества представляют игры, где явным образом прописывается «образ врага». Такие игры направлены на максимальное нагнетание, «психическое раскачивание» тех, кто в них играет.

Не так страшен Hatred, как его малюют: мнение специалистов о самой жестокой игре современности (18+)

Игры же более абстрактные скорее помогают человеку с относительно устойчивой психикой в некоторой степени «сублимировать», «выплеснуть» свои агрессивные импульсы — и, таким образом, от них избавиться. Но, вновь повторюсь: для этого необходимо, чтобы человек мог проводить границу между собственной «внутренней» и внешней «реальной» действительностью.

К слову сказать, 15-летнего московского школьника Сергея Гордеева, расстрелявшего в прошлом году учителя географии и полицейского, воспитывали верующим человеком, и в подобные «жестокие» игры, насколько мне известно, он не играл. Вполне вероятно, если бы у него была возможность обсуждать свои бессознательные агрессивные импульсы с психологом-психотерапевтом и иногда «высвобождать» их в символической игровой форме, это позволило бы его чувству ненависти к социуму остаться в границах игры, подобной Hatred, и не привело бы к кровавой бойне в реальности».

[embedded content]

Мнение редакции О«кей, Оккам, мы всё поняли, можешь убрать бритву. Виртуальная кровища — это бегство от реальности, и без потерь от неё смогут отмыться только сильные духом. Таких, между прочим, оказалось достаточно: Hatred умудрилась каким-то образом (пусть и ненадолго) обогнать в топе продаж Steam третьего «Ведьмака» и Grand Theft Auto V. Впрочем, здесь геймеров ждало разочарование. Геймплей шокировал только первые пару минут, и на его однообразие не жаловался разве что слепой. А нуарная нотка в дизайне оказалась не более чем попыткой сгладить графическую убогость. Не спасли ни Unreal Engine 4, ни PhysX… Вот вам и весь эпатаж.

Не будем забывать: видеоигры чуть ли не в первую очередь хороши как раз тем, что в них человеку предлагается выбрать временное альтер эго, примерить на себя искусственную роль. Иными словами — смоделировать ситуации, в которых он вряд ли окажется в реальности (и это к лучшему). А уж следовать ли там нравственным законам, или «отводить душу» во все виртуальные тяжкие — решать вам. В конце концов, если вы уверены в своём душевном здоровье, кто мы такие, чтобы вас останавливать? Кто без греха, пусть первым бросит камень, как говорится. Хотя нет, камни — это уже насилие. Так ведь?

Автор текста: Аня Деревянко

Источник:  4pda.ru

©  4PDA