Не слишком ли быстро мы переходим на беспилотные автомобили
Конспект материала журнала Science о развитии технологий беспилотного вождения, их регулировании государством и востребованности у людей.
Автопроизводители и высокотехнологичные компании, тратящие миллиарды долларов на развитие беспилотных автомобилей и грузовиков, вовсю рекламируют автоматический транспорт, который, по их мнению, будет безопаснее, чище и сделает общество более мобильным.
Разработчики накапливают данные по сенсорам и алгоритмам, которые позволяют автомобилям ездить без водителя, но существует мало исследований об их влиянии на общество, экономику и окружающую среду.
По мнению многих экспертов в области транспорта, по-настоящему автоматические автомобили появятся ещё не скоро. Так как сложно изучать то, что ещё даже не существует, пустоту заполнили спекуляциями и полностью противоположными взглядами на будущее.
Сьюзан Шахин, заместитель руководителя Центра по исследованиям устойчивого развития транспорта при Калифорнийском университете в Беркли, делит существующую дискуссию на два подхода — утопический и антиутопический.
Утописты считают, что в будущем автопарк дешёвых и доступных беспилотных автомобилей предложит людям совершать поездки с помощью одного нажатия на экран. Беспилотных автомобилей будет более чем достаточно. Как только они станут обычным явлением, дорожные аварии уйдут в прошлое, просвещённая политика правительства приведёт к уменьшению количества пробок на дорогах и проблем с парковкой, города будут меньше разрастаться.
Использование электрических беспилотных автомобилей снизит потребление органического топлива и уровень загрязнения воздуха. Дорога на работу перестанет быть стрессовой и станет более продуктивной, так как бывшие водители смогут работать, читать или вязать, пока машина отвозит их к месту назначения.
Антиутописты, напротив, утверждают, что беспилотные автомобили будут ещё одной каплей в чаше мирового горя. Люди станут намного больше зависеть от автомобилей. Как следствие, увеличится количество пробок, потребление энергии и уровень загрязнения окружающей среды. Поездки станут более продуктивными и люди начнут покупать дома подальше от работы, что будет стимулировать рост городов.
Неожиданные сбои в программном обеспечении приведут к повсеместным проблемам на дорогах. Более состоятельные люди смогут купить собственные беспилотные автомобили, избегая автомобилей из автопарка с грязными сидениями и незнакомыми пассажирами. Появится ещё один показатель неравенства: мир разделится на тех, у кого есть беспилотные автомобили, и на тех, у кого нет.
Тем не менее, ещё слишком рано с уверенностью говорить о некоторых проблемах. Например, о влиянии автоматического транспорта на экологию. Оно будет зависеть не только от типа машины, но и от того, как люди их используют. Например, результаты недавних исследованиях двух национальных лабораторий министерства энергетики США показали, что потребление энергии может сократиться на 91% или же увеличиться на 200%.
Когда появятся настоящие беспилотные автомобили
Беспилотным автомобилем обычно считают автомобиль, который может передвигаться без участия человека. Однако инженеры считают, что такой ответ вводит людей в заблуждение. По их мнению, автоматическим транспортом можно считать тот автомобиль, который отвозит человека, куда тот хочет, в любое время и при любых внешних условиях, без человеческого вмешательства.
Сообщество автомобильных инженеров разработало шестиуровневую шкалу, которая была принята министерством национального управления безопасностью движения на трассах в качестве государственной модели. Любой автомобиль ниже пятого уровня не является автоматическим транспортом. Машины нулевого уровня — автомобили, которые использовали в 1980–1990-х годах прошлого века. Современные машины относятся к первому уровню.
На сегодняшний день никто пока не приблизился к введению в эксплуатацию автомобилей пятого уровня. Например, машины, которые недавно тестировали Uber и Google, работали при строго контролируемых условиях. Но этот факт обычно не упоминается в пресс-релизах компаний. Поэтому люди часто переоценивают возможности современных технологий.
Даже машина четвёртого уровня будет автоматической только при определённых условиях: например, при хорошей погоде, в дневное время суток или на дороге с контролируемым доступом. Подобная технология уже существует, говорит Гилл Прэтт, генеральный директор исследовательского института Toyota в Калифорнии.
Настоящая проблема, по его словам, заключается в том, чтобы создать автомобиль, который может самостоятельно передвигаться в «разных ситуациях»: например, в дождливую погоду или на загруженных дорогах. Но это уже автомобиль пятого уровня.
Какой уровень безопасности можно считать достаточным
Политики полагают, что машины без людей станут намного безопаснее. Привлекательная идея: в мире каждый год около 1,25 млн людей погибают в дорожно-транспортных происшествиях и намного больше людей получают серьёзные травмы.
Большинство экспертов думают, что автоматический транспорт существенно уменьшит количество жертв, как только технология будет усовершенствована и беспилотные автомобили будут составлять большую часть транспорта на дорогах. Но на это могут уйти годы, пока производители набирают необходимый опыт. Тем временем политикам нужно решить, какой уровень безопасности считать достаточным, чтобы разрешить автоматическому транспорту ездить по дорогам.
Конгресс США сейчас рассматривает законопроект, который позволит производителям беспилотного транспорта вводить в эксплуатацию машины, которые так же безопасны, как современный транспорт. Но даже это уже высокие требования.
Стивен Шледовер, инженер-транспортник калифорнийского исследовательского института передовых транспортных технологий в Ричмонде (PATH), посчитал, что один смертельный случай приходится на 3,3 млн часов езды. Автоматическая система должна быть очень надёжной, чтобы побить этот рекорд. Более того, общество будет менее терпимо к авариям, вызванным ошибками в программном обеспечении или оборудовании, чем к ошибкам, сделанным людьми.
Однако некоторые аналитики считают, что постепенное введение в эксплуатацию даже несовершенных беспилотных автомобилей может помочь рано или поздно завоевать доверие общества и улучшить скорость передвижения.
Нидхи Калра, старший информатик-аналитик в исследовательском центре RAND, и её коллега Дэвид Гроувс недавно опубликовали исследование, в котором призывают правительство США разрешить использовать беспилотные автомобили на дорогах, как только они снизят количество смертельных инцидентов на 10% от текущего уровня.
Система безопасности будет совершенствоваться намного быстрее, если алгоритмы, отвечающие за построение пути беспилотного автомобиля, будут учиться в реальных условиях, а не на примере компьютерных симуляций или бесконечных поездок по тестовым трассам. По мнению Калры и Гроувса, постепенное введение в эксплуатацию несовершенных беспилотных автомобилей к 2020 году сохранит вдвое больше жизней к 2070 году по сравнению с ситуацией, когда государство разрешит их использование только в 2040 году.
Будут ли люди чаще использовать автомобили
Джоан Уолкер, инженер-транспортник в Калифорнийском университете в Беркли, провела интересный эксперимент. Беспилотный автомобиль — это практически автомобиль с шофёром. Поэтому Уолкер предоставила 13 жителям Сан-Франциско услуги шофёра (до 60 часов в неделю) и посчитала, насколько часто люди использовали эту возможность. Исследование сравнивало количество часов езды на машине с шофёром и без (до и после эксперимента).
Результаты исследования показали, что использование беспилотных автомобилей приведёт к большей загруженности дорог. В целом, 13 человек, принявших участие в исследовании, проехали на 76% больше миль, дольше использовали машину в течении дня и чаще ночью, чем обычно. Более того, 20% всех поездок были без пассажиров: люди просили шофёров забрать из школы детей, встретить друзей или членов семьи, пока они были на работе.
Станет ли машина офисом
Одно из маркетинговых преимуществ беспилотных автомобилей — заявление автопроизводителей, что бывшие водители смогут использовать время в машине для работы или отдыха. Но, по мнению психолога Майкла Сивака, предрасположенность людей к укачиванию (так называемой болезни движения) может испортить эту идеализированную картину.
Команда Сивака, основателя консорциума исследований, посвящённых транспорту, хотела выяснить, действительно ли в этом случае можно говорить о повышении продуктивности. Но вскоре они поняли, что «пересаживаясь с водительского кресла на пассажирское, человек становится более подвержен болезни движения, так как визуальная и вестибулярная информация не сходятся».
Другими словами, автопроизводители должны будут решить эту проблему, чтобы не потерять покупателей.
Начнут ли люди покупать личные беспилотные автомобили
Большинство водителей сейчас — владельцы собственных автомобилей. Многие видят машины как продолжение собственного «я». Но некоторые эксперты предсказывают конец такого отношения к автомобилям, указывая на снижение количества автовладельцев среди молодых жителей городов и на небольшое количество молодых людей, которые всё же потратили время на получение водительских прав.
Психолог Джозеф Кафлин уверен: «Мы, скорее всего, никогда ни будем владельцами беспилотных автомобилей». Но это не значит, что уровень и качество услуг будут одинаковыми для разных людей. Состоятельные люди, думает Кафлин, оформят премиум-пакет, по которому каждое утро к их дому будет подъезжать машина класса люкс. Те, кто экономит каждую копейку, напротив, смогут купить подписку на один месяц и будут делить небольшой автомобиль, который останавливается за углом, с другими пассажирами.
В чём заключается выгода для производителей беспилотных автомобилей
Для инвесторов Uber и Lyft огромный плюс беспилотных автомобилей — существенное сокращение расходов, а именно на водителя.
Например, в прошлом месяце представители General Motors (GM) заявили, что компания планирует открыть собственный таксопарк в больших городах к 2019 году. Если это получится, то компания оставит позади многих своих конкурентов. Но настоящие новости касаются предполагаемой прибыли.
Сейчас GM продаёт свои автомобили в среднем за $30 тысяч, размер её прибыли составляет 7,5%. Но если беспилотные автомобили станут частью её автопарка, работающего 24 часа 7 дней в неделю, прибыль может достигнуть 30%.
Представители GM считают, что клиентам это нововведение также будет выгодно: сегодняшняя стоимость поездки — $1,5 за километр — снизится более чем в два раза.
Как государство будет регулировать беспилотные автомобили
Пока инженеры решают технологические проблемы, представители компаний осторожно поглядывают на правительство. Они беспокоятся, что любой закон относительно какой-либо технологии может быстро устареть и, таким образом, мешать дальнейшим инновациям.
Одним словом, у исследователей, занимающихся беспилотными автомобилями, много работы: есть много проблем и вопросов, которые предстоит изучить. Например, команда Сивака занималась исследованием общественного страха перед террористами, которые могут превратить беспилотные автомобили в оружие, или справедливостью утверждений, что использование автоматического транспорта сократит расход топлива.
#авто #будущее
© vc.ru