Не понимаю, зачем люди читают электронные рассылки, но уверен, что на их авторах можно заработать

Тренд, который ещё не успел толком прийти в Россию, стоит обратить себе на пользу.

В ленте Facebook промелькнула запись о студенте, который утверждает, что его личную email-рассылку читают 40 тысяч человек — и 90% из них открывают каждое письмо.

Рассылка состоит из «мыслей, находок и впечатлений» — по всей видимости, этого оказалось достаточно, чтобы заинтересовать людей, многим из которых и без того приходит несколько десятков писем в день, не считая спама.

Вопросы, которые задают подписчики той рассылки

Знаю ещё несколько таких проектов — некоторые не просто регулярно отсылают что-то подписчикам, но и берут за это небольшие деньги. Платные рассылки изобрели не только в России — так делает, к примеру, бывший журналист The Next Web Оуэн Уильямс со своим проектом re: Charged (целых девять долларов в месяц). Но это уже не совсем личная рассылка, а настоящее новостное медиа.

Модные американские медиастартапы The Skimm и Finimize, которые основатель издания The Bell Елизавета Осетинская называла вдохновением для своего проекта, тоже появились сперва в виде рассылок — они бесплатны, но за приведённых друзей позволяют получать дополнительный контент. Ещё один из прообразов The Bell, издание Axios, тоже началось с рассылки, и успело привлечь несколько десятков миллионов долларов инвестиций.

Преимущество всех перечисленных продуктов — в том, что они обещают сжато и регулярно объяснять все важные новости и их влияние на жизнь читателя.

Даже несмотря на то, что все эти проекты понемногу обзаводятся приложениями и сайтами, первоначальная аудитория пришла к ним именно с почты, и она дала возможность проверить гипотезу о том, нужен ли кому-то вообще такой продукт.

Есть и обратная тенденция — точнее, уже давно устоявшийся процесс: обычные СМИ тоже постоянно запускают рассылки, в которых не просто перечисляют ссылки на свои популярные материалы, но пытаются «человеческим» языком что-то рассказать и показать. Навскидку могу вспомнить «Бумагу» с их регулярными советами о выпивке, «Медузу» с короткой повесткой дня и «Медиазону», редакторы которой в письмах по-свойски общаются с читателем.

В США такие вещи, как рассылки YCombinator, Morning Reader, Seeking Alpha с подборками полезных материалов уже не кажутся чем-то особенным — именно поэтому стали появляться проекты, которые стараются не только показать, но и рассказать, объяснить, переупаковать новости так, чтобы на осмысление повестки ушло как можно меньше времени. В России пока такого почти нет.

Мой личный опыт с рассылками довольно простой — я подписываюсь на десяток, затем несколько недель подряд отправляю их в архив, не читая, в итоге отписываюсь. Даже если мне нравится автор и потенциально интересна тема писем.

Регулярно продолжаю открывать только Morning Reader, который каждое утро приносит мне ссылки на пять популярных материалов про бизнес. Но и это выглядит скорее вредной привычкой — у проекта есть и сайт, и приложение ровно с тем же контентом.

Поэтому мне сложно поверить, что люди добровольно позволяют инородному контенту появляться в почтовом клиенте, где они проводят часы, дни и годы, решая рабочие задачи. Вероятно, среди них есть те, кого раздражает, что в Telegram нет разделения между сообщениями и каналами.

Несмотря на мои личные ощущения, факты говорят о том, что электронная почта как средство потребления пока не собирается уходить на покой — как RSS после трагической гибели Google Reader. Видимо, перевешивают ценные свойства — раз по почте с вами общаются коллеги, друзья и родственники, почему бы и случайному неизвестному журналисту не прислать вам пару писем.

При том что «убить» электронную почту как средство коммуникации пытаются очень популярные сервисы — к примеру, Asana и Slack провозгласили себя освободителями мира от оков электронной почты, но в итоге примкнули к ней через бесконечные уведомления о новых задачах и сообщениях.

Если какое-то явление нельзя побороть, его нужно оседлать. Видимо, вскоре вокруг «email-медиа» образуется экосистема — чтобы авторам было легче собирать базу, верстать письма, принимать оплату, анализировать просмотры и клики.

Такие сервисы, конечно, уже есть, но уровень постоянно растёт — к примеру, на Fast Company недавно вышел материал о сервисе Revue, который позволяет в три клика создать и сверстать собственную рассылку из готовых материалов и шаблонов.

В материале перечисляются несколько интересных рассылок, основанных на этой платформе: от Кейси Ньютона из The Verge, Джона Рассела из Techcrunch и бывшего журналиста Эм Джи Сиглера, который сейчас работает в фонде Google Ventures.

Все эти люди могли бы просто продолжать общаться со своей немалой аудиторией в Facebook или Medium, но предпочитают тратить силы и на электронную почту, где нет такого же вирусного потенциала, но есть иллюзия личного общения с каждым из читателей.

Этой особенностью восприятия грешат, кстати, многие сервисы и компании, которые пишут свои рассылки якобы от лица одного из сотрудников, заваливая наши ящики единообразными приветствиями от «Ивана из отеля «Шанс».

У авторов рассылок много сложностей в работе: конечный результат ты контролируешь слабо, вёрстка в разных браузерах, приложениях и клиентах зависит не от тебя, и хорошо, если письма вообще не будут попадать в спам. Однажды сервис рассылки может просто не сработать, письма не отправятся — и сорвётся соглашение с рекламодателем.

Именно эти проблемы может решить инфраструктура, которой пока нет. Если вы до сих пор жалеете о том, что не успели заработать на тренде с мессенджерами и чат-ботами, вот ваш шанс — достаточно запустить простой и удобный сервис для авторов email-рассылок, который поможет им чуть меньше страдать. Даже если вы не понимаете, кому вообще это нужно.

©  vc.ru