Не компьютерной графикой единой: как делают спецэффекты в кино

Не компьютерной графикой единой: как делают спецэффекты в кино

Без спецэффектов сегодня не обходится ни один блокбастер. Кажется, компьютерная графика позволяет создать любой визуальный эффект, нарисовать реалистичных персонажей и наделить их сверхъестественными способностями. Однако даже в наше время далеко не все спецэффекты отрисовываются на компьютере — многие из них до сих пор создаются в реальной жизни.

Ведущий «Взрывного шоу», которое выходит по вторникам в 22:00 (мск) на телеканале Discovery, Тори Беллечи много лет посвятил работе в студии спецэффектов. Он участвовал в создании таких фильмов, как «Матрица», «Звездные войны», «Питер Пэн» и многих других не менее известных картин. В своем шоу он показывает впечатляющие взрывы и воспламенения, чтобы объяснить их с научной точки зрения. А мы расскажем подробнее о том, как создаются взрывы и другие яркие эффекты в кино.

Рирпроекция

Это способ комбинированной киносъемки, при котором актер играет на фоне, созданном проектором. Это может быть городской пейзаж, берег моря или любая другая локация, в которой проводились реальные съемки. Рирпроекция также используется для создания кадров, когда персонаж едет в автомобиле, а на фоне мелькают заранее снятые улицы города и загородное шоссе. Машина, в которой находится актер, раскачивается ассистентами или специальным оборудованием, чтобы создавалось впечатление, что она действительно едет. Недостаток рирпроекции в том, что человек не может взаимодействовать с объектами, которые показываются проектором, например, зайти за дерево или колонну. По этой причине в последние десятилетия рирпроекцию в основном заменяют на хромакей.

Хромакей

Зеленый фон, известный как хромакей, — неотъемлемая часть любого фильма со спецэффектами. Он натягивается на заднем плане за актерами, а затем в графических редакторах заменяется на любой другой.

Кроме зеленого может также использоваться синий или красный фон. Красный требуется только для костюмированных сцен, поскольку человеческая кожа тоже имеет красные оттенки, и замещать фон такого цвета непросто.

Кстати, иногда в ткань такого же цвета, как фон, одевают ассистентов съемок, которые периодически мелькают в кадре. После сведения картинки монтажером и наложения нужного фона эти люди становятся просто незаметными. Иногда же в костюмы цвета фона одеваются и персонажи, чтобы потом их внешний вид было проще обработать на компьютере.

Взрывы

Мало какой боевик, экшн-фильм, кино о супергероях или фильм-катастрофа обходятся без эффектно взрывающихся машин, домов, самолетов или других конструкций. Происходит это часто в городской местности и выглядит очень реалистично. Несмотря на то, что возможности современных компьютерных программ позволяют полностью воссоздать подобное действо, во многих фильмах для большей естественности применяются реальные взрывы.

Зачастую для этого создаются макеты автомобилей, зданий или мостов в реальном размере, которые действительно подрываются. Например, в фильме «Правдивая ложь» сцену взрыва моста ракетами сняли в реальности. На берегу залива был построен макет моста, а съемочная группа работала, передвигаясь по пояс в воде.

А вот Кристофер Нолан во время съемок своего фильма «Довод», который скоро выйдет на экраны, решил взорвать настоящий «Боинг 747». По словам режиссера, купить и взорвать старый списанный самолет было дешевле, чем создавать макеты или обращаться к компьютерной графике.

Иногда для съемок за бесценок покупают старый автомобиль, который непригоден для езды, затем красят, реставрируют и по-настоящему взрывают. Вместо актеров жертв таких катастроф обычно «играют» манекены и куклы, которых с помощью видеомонтажа подставляют в кадр в нужный момент. В сериале «Бригада» в конце взорвали настоящий Мерседес, в котором по сюжету ехал Саша Белый. Ожидалось, что он взорвется и эффектно упадет с моста, но на деле машина просто слегка подпрыгнула и осталась на проезжей части. Взрывать второй Мерседес было бы слишком затратно, поэтому создатели фильма подожгли и сбросили в реку более бюджетное авто. В склейке это было практически незаметно благодаря монтажу.

В одном из выпусков проекта «Взрывное шоу», который выходит по вторникам в 22:00 (мск) на Discovery Channel, рассказывается про то, как на самом деле воссоздаются «киношные» взрывы и другие опасные сцены. Ведущий Тори Беллечи интересовался созданием спецэффектов с молодого возраста — в одном из интервью он вспоминал, что еще в университете делал доклад на эту тему. За время карьеры он успел поработать в студии спецэффектов у самого Джоржа Лукаса, принять участие в создании всемирно известных блокбастеров, снять несколько собственных короткометражек и поработать над различными проектами телеканала Discovery (в том числе над популярным шоу «Разрушители легенд»). Тори — настоящий специалист по киношным взрывам, и своим опытом и знаниями он делится в каждом выпуске «Взрывного шоу». Ради съемок одного из них он специально отправился в Мексику, а затем в Калифорнию, где технологи и эксперты по созданию спецэффектов показали, что стоит за зрелищными кадрами.

Например, помните ли вы сцены, когда актер, спасая свою жизнь, выпрыгивает прямо в закрытое окно, разбивая его, и при этом остается целым и невредимым? По рассказу эксперта шоу, «стекла» для таких сцен делаются из смеси сахара с водой, нагретой до высокой температуры, при котором смесь застывает, образуя твердую прозрачную поверхность. А автомобиль, который в кадре загорается при столкновении и эпично взрывается, на самом деле предварительно накачивается легко воспламеняющимся газом. Чтобы актеры не получили повреждения при реальном взрыве, во время съемок применяется эффект под названием измененная перспектива. При такой технике съемки взрыв происходит далеко от актеров, но создается оптическая иллюзия, что он раздался прямо у них за спиной.

Куклы

Дикие животные, магические персонажи, а также подвергающиеся внешним перевоплощениям герои — далеко не всегда результат 3D-графики. Зачастую для их создания используются реальные куклы, как полноразмерные, так и представляющие собой лишь часть тела персонажа.

Так, например, для создания драконов Дейенерис Таргариен в сериале «Игра престолов» иногда использовались куклы, по форме повторяющие голову магического животного. Актриса держала муляж на коленях, гладила его руками, а позднее на компьютере он превращался в голову дракона, которому затем дорисовывали и тело. В фильме «Книга джунглей» Маугли обнимал Багиру, но на самом деле во время съемок мальчик-актер также взаимодействовал лишь с куклой, стилизованной под голову пантеры.

Во второй части «Терминатор 2: Судный день» персонажа по имени Т-1000 разорвало на части взрывом. Для съемок также использовалась силиконовая человекообразная кукла, которая могла двигаться.

Motion-capture

Инопланетяне, оборотни, магические животные и другие неведомые существа в фильмах выглядят очень реалистично. Многие думают, что это заслуга исключительно 3D-художников, однако на деле половина работы по созданию таких персонажей делается в реальной жизни.

Актеры в специальных костюмах с множеством датчиков движения действительно играют роли героев фильмов и некоторых компьютерных игр. Затем происходит оцифровка, то есть, по сути, копирование движений актера, которые затем переносятся в трехмерную модель на компьютере. Лишь после этого в специальных программах прорисовываются детали образа, цвета кожи, волос и костюма, благодаря которым в итоге появляется финальный персонаж. Такая технология называется motion capture или захват движения. Ей обязаны своим существованием, например, фильм «Аватар» или нашумевшая компьютерная игра The Last of Us.

В последние годы также разрабатывается способ создания такой анимации даже без использования костюмов с датчиками. Актеры работают в обычной одежде, а технологии компьютерного зрения и распознавания образов помогают переносить его движения в программу, в которой затем на основе отснятого материала создается персонаж.

©  Популярная Механика