Названы сроки разработки нового «ядерного поезда»
В интервью РИА Новости эксперт в области стратегических вооружений и ветеран РВСН Владимир Евсеев заявил, что развёртывание «Баргузина» стало бы наиболее эффективным ответом на стратегическую угрозу, которую влечёт за собой рост военных баз NATO у российских границ. «По моей оценке, на создание опытного образца ракеты, лётные испытания и отработку различных систем уйдёт порядка 3−5 лет, для ракетного комплекса это очень короткий срок», — сказал он.
Ранее предполагалось, что боевой железнодорожный ракетный комплекс нового поколения «Баргузин» разработают до 2018 года, однако в 2017 году работы по созданию нового БЖРК были приостановлены. Евсеев предположил, что проект был заморожен, поскольку российское руководство рассчитывало на продление договора СНВ-3, другим важным фактором мог стать и финансовый вопрос.
Эксперт подчеркнул, что по своим характеристикам «Баргузин» значительно превосходит своего советского предшественника — БЖРК «Молодец», вооружённого «слишком тяжёлой ракетой», которая не помещалась в обычный вагон, что являлось серьёзным демаскирующим фактором. «Баргузин», благодаря «облегчённой» ракете, которая входит в обычный вагон, может производить пуск на любом участке железной дороги.
В случае необходимости нанести ответный удар этот комплекс будет эффективнее подвижного грунтового ракетного комплекса типа «Тополь» и «Ярс», потому что для осуществления пуска они должны будут выйти в полевой район и развернуться там, став на какое-то время уязвимыми для противника, объяснил Евсеев. Советский боевой железнодорожный ракетный комплекс с ракетой «Молодец» был снят с вооружения в 2005 году по договору СНВ-2.
Пришедший ему на смену СНВ-3 не запрещает создание новых ракетных комплексов такого типа. «Баргузин» представляет собой состав, внешне неотличимый от обычного товарного поезда. В его вагонах устанавливаются три межконтинентальные баллистические ракеты с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Кроме того, на борту размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещён личный состав.
В случае угрозы ядерного нападения БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. После приказа о боевом применении поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трёх вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. В течение нескольких минут происходит запуск.