Названы четыре причины инвестировать в облака
Рынок облачных технологий — один из немногих сегментов ИТ, показывающий мощный рост в период, когда фактические ИТ-бюджеты компаний уменьшаются из-за падения покупательной способности рубля. И для «ухода в облака» у бизнеса есть реальные экономические причины. Их выделили участники конференции «Облачные технологии: новые задачи», проведенной 17 марта в Москве CNews Conferences и CNews Analytics.
За последний год ИТ-сообщество прочувствовало основную проблему новой реальности: ИТ-ресурсы стали менее доступны. Произошло это по экономическим и политическим причинам: почти все ресурсы номинированы в долларах и потому значительно подорожали, а обострение отношений со странами, в которых расположены ИТ-вендоры, привело к прямым запретам на поставки товаров и услуг для определенных российских заказчиков.
Выход — использование облачных ресурсов. «Облако сегодня — это не столько ИТ, сколько схемы и деньги, — убежден генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко. — Есть четыре причины использовать облака прямо сейчас. Первая — облака позволяют заменить CAPEX на OPEX. Есть разница — тратить за один и тот же сервис i1,5 млн в месяц или разово вложить $1 млн. Вторая причина — рублевые цены на облачные сервисы. Никто из больших российских провайдеров услуг не увеличил заметно цены. Третья — импортозамещение для некоторых заказчиков стало обязательным. Если получен сервис от российского облачного поставщика, а не куплено импортное оборудование, то и в акте будет указано: «страна происхождения — Российская Федерация». Четвертая причина — осталось менее полугода на выполнение требований законов о персональных данных. В облаке это реализовать быстрее, проще и дешевле, потому что многие провайдеры уже занимаются этим вопросом».
Практика показывает, что многие компании осознают ситуацию и вкладываются в облака. Заместитель генерального директора IBS Datafort Владислав Лантух отмечает, что при падении объема ИТ-рынка в целом (прогноз IBS Datafort на 2015 г. — минус 7%), рост облачного сегмента в нем составит 4,3 процентных пункта (с 5,4% до 9,7%). «При этом нужно понимать, — добавляет он, — что речь идет обо всех создаваемых облаках, включая частные проекты, а не о сервисах. Тем не менее, облака в России уже можно назвать зрелым рынком и на нем появились профессиональные «звездные» игроки».
С другой стороны, управляющий партнер компании «Развитие Бизнеса.ру» Михаил Козлов совершенно не уверен в зрелости российского рынка облачных сервисов: «Во-первых, неизвестен его точный объем. Разные аналитики дают цифры от i6 млрд до i20 млрд, я склонен считать обоснованными оценки в i11–12 млрд. Во-вторых, обычно российский рынок составляет примерно 2% от мирового, а в этой области он меньше. Поэтому есть четкое ощущение, что он пока еще недоразвит».
Изменения в законодательстве вызвали к жизни еще один важный тренд — развитие трансграничной миграции данных, поскольку, хотя базы данных с ПДн должны храниться на территории России, обрабатывать их можно и за рубежом. «То, что закреплено место хранения персональных данных — не плохо само по себе. В ряде развитых стран Запада то же самое было сделано уже давно, — говорит Владислав Лантух. — Проблема в том, что эти ограничения введены не вовремя». Операторы персональных данных вынуждены проводить затратные мероприятия по выполнению требований 152-ФЗ и 242-ФЗ в условиях, когда негативные факторы, влияющие на бизнес, имеют кумулятивный эффект и сильно мешают работать. К ним докладчик отнес давление конкурентов, ослабление рубля, санкции и упомянутые изменения в законодательстве о персональных данных населения.
© CNews