"Наутилус-Икс" защитит покорителей Марса
Сегодня людям хочется летать в космос все дальше и исследовать уже не только Луну, но и другие планеты Солнечной системы. А как это сделать, если пребывание в космическом пространстве губительным образом сказывается на человеческом организме? Например, на космическом корабле нового поколения «Наутилус-Икс», в котором предусмотрено все необходимое для защиты космонавтов!
Известно, что в космосе и радиация, и отсутствие гравитации особенно сильно будут сказываться на людях во время длительного полета за пределами орбиты искусственного спутника Земли. Наша планета своим магнитным полем защищает, к примеру, от радиации.
Впрочем, если от солнечной радиации и космических лучей теоретически можно укрываться в специальной высокозащищенной капсуле (правда, такая капсула пока ещё даже не создана!), то как избежать негативного воздействия на человека отсутствия силы тяжести?
Одно из предложений: оборудовать такой корабль обитаемой центрифугой, вращение которой хотя бы как-то сможет создать её подобие! И надо заметить, что в январе 2014 года будет уже три года, как Марк Холдерман и Эдвард Хендерсон из космического центра Джонсона представили концепцию многофункционального исследовательского космического корабля (Multi-Mission Space Exploration Vehicle — MMSEV) «Наутилус-Икс», который запланировано оборудовать такой центрифугой!
В своей минимальной конфигурации этот корабль должен быть приспособлен для полетов на орбиту Луны или к ближайшим околоземным объектам, но, так как он имеет модульную конструкцию, для увеличенной продолжительности полета его можно будет оснастить дополнительными блоками как топливными, так и жилыми.
Ну, а что касается самой центрифуги, то она должна иметь форму тора, насчитывать в диаметре от 9 до 12 метров и вращаться со скоростью от 4 до 10 оборотов в минуту. Это обеспечит внутри нее гравитацию от 0,08 до 0,69 g. Причем, самое интересное, что конструкторы предлагают эти части тора сделать надувными и раздвигающимися!
Концепция «Наутилус-Икс» создана в рамках работы исследовательской группы «Будущее в космической деятельности» и «Команды оценки применения технологий». Последняя занята анализом перспективных видов космической техники с целью определения того, каким образом она может ускорить космические исследования, причем в разумные сроки и с приемлемыми затратами.
Главные плюсы такого многофункционального корабля — это его эффективность, связанная с модульным характером его конструкции. При этом, все основные части «Наутилуса Икс» должны быть построены по технологиям, уже апробированным в космосе, либо находящимся на пути к их реализации. Ни одного фантастического узла в этом проекте нет, что, конечно же, повышает его функциональность и надежность, а также возможность создания в обозримом будущем.
Поскольку часть модулей MMSEV должна быть выполнена в виде надувных отсеков, при выводе на орбиту они не займут много места под обтекателем ракеты-носителя, а после стыковки с кораблем их можно будет легко надуть, а это обеспечит им и жесткость, и прочность, предоставив обитателям корабля одновременно большие жилые объемы.
Интересно, что история, таким образом, сделала большой круг. Много лет назад NASA уже занималось разработкой надувных космических модулей для орбитальных станций и орбитальных надувных спутников «Эхо». Но потом эту линию закрыли как бесперспективную. Но наработанный конструкторский задел по этим программам даром не пропал: в качестве отправной точки для начала собственных изысканий его «прибрала к рукам» частная компания Bigelow Aerospace.
Теперь уже специалисты NASA говорят, что модули Bigelow вполне могут послужить частями для перспективного межпланетного корабля. К тому же, их особенно привлекает в проекте то, что число таких отсеков в MMSEV может варьироваться в зависимости от предполагаемой продолжительности полета и целей космической экспедиции. Сборка и, при необходимости, перестройка корабля должны будут вестись на околоземной орбите, где к нему должна пристыковываться силовая установка, выполненная в виде отдельного, причем, вполне самостоятельного модуля, так что эти модули тоже можно будет при желании менять!
Но, конечно, особое внимание на эскизах нового космического аппарата привлекает крупный тор в центре конструкции. Он должен вращаться, создавая искусственную силу тяжести и этим самым обеспечивать космонавтам защиту от неблагоприятного воздействия пребывания вне зоны тяготения Земли. И если для защиты от космической радиации в продолжительных полетах экипаж мог бы использовать баки с водородом и водой, то в случае с вредным влиянием невесомости уничтожить его можно только так!
По мнению авторов проекта в пилотируемых полетах уже за пределами лунной орбиты без центрифуги будет трудно поддерживать здоровье экипажа на должном уровне, а значит, на корабле, который полетит на Марс, установке следует быть обязательно. Ученые считают, что центрифугу-тор можно предварительно испытать на МКС. Ну, а её постройка оценена в $84–143 миллиона, и срок — в три с лишним года. Кстати, и сам «Наутилус» также мог бы позднее состыковываться с международной станцией для обслуживания и переоборудования перед отправкой к очередной планете.
Первоначально, для доставки экипажей с Земли на MMSEV и обратно, авторы проекта предполагали использовать разрабатывавшийся NASA корабль «Orion». Но, так как и этот проект «почил в бозе», то теперь эту задачу должен будет выполнить какой-нибудь частный коммерческий аппарат — например, уже успешно слетавший на орбиту «Dragon».
Впрочем, само NASA никаких обещаний по этому проекту пока не дает. На сегодня, все, что с этим проектом связано, это не более чем предположение, каким может стать очередной американский шаг в космос. Важно, однако, что благодаря накопленному за последние полтора десятка лет опыту постройки МКС, столь внушительный колосс, как «межпланетник» «Наутилус-Икс», может быть спроектирован и создан значительно быстрее, чем сама международная станция. И обойдется он примерно в сорок раз дешевле.
По предварительным оценкам, сооружение первого такого космического корабля займет около пяти лет и потребует двух-трех запусков грузовых ракет-носителей, нескольких более легких, которые будут доставлять на орбиту его части и также экипажи космических монтажников. Общая стоимость проекта оценивается в 3.7 миллиарда долларов. Специалисты надеются, что он может быть построен и готов к полету уже в 2020 году.
Олег Шевченко, pravda.ru
© Ноосфера