Наука или индустрия: как сделать правильный выбор

29.06.2021, 10:45
Что мотивирует людей совмещать работу в ИТ и преподавание? Мы поговорили с разработчиками, которые преподают на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ о том, как они готовятся к парам, что думают о своих студентах и как начали преподавать.

Владимир Фолунин, приглашенный преподаватель Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Я занимаюсь разработкой в Яндекс.Картах. Наша задача — сделать так, чтобы на карте быстро появлялась актуальная информация о различных организациях, а их поиск был удобным и безошибочным. Кроме того, я веду занятия на факультете компьютерных наук ВШЭ.

Почти десять лет назад, когда я учился на третьем курсе университета, руководство факультета предложило мне организовать университетский кружок по подготовке талантливых школьников к олимпиадам. После этого я вёл занятия для школьников в различных организациях дополнительного образования, работал в СПО (среднее профессиональное образование), а после окончания магистратуры несколько лет преподавал в родном университете.

После переезда в Москву мне предложили поработать со студентами. Дисциплины, которые я вёл тогда и веду сейчас — это программирование на языках C++ и Python, а также алгоритмы и структуры данных. Какого-то официального «обучения обучению» у меня не было, если не считать аспирантский курс психологии и педагогики. Чтобы быть в теме, я старался не пропускать релевантные онлайн-курсы от российских и иностранных университетов. Это давало мне возможность «познакомиться» с большим количеством преподавателей и подметить интересные практики — ведь каждый преподаватель транслирует то, как он учился сам, перенимая стиль у собственных учителей.

Подготовка к парам, безусловно, важна. Даже когда кажется, что материал занятия мне отлично знаком, я всё равно стараюсь составить план: в каком порядке и о чем я буду рассказывать, какие задачи буду использовать, чтобы продемонстрировать пользу от новых умений. Иногда перед занятием бывает полезно в экспресс-режиме с нуля написать код и решить выбранные задачи: это позволяет избежать досадной ситуации, когда преподаватель упустил какую-то важную мелочь, и её поиски сбивают ритм всего занятия.

Как правило, среди современных студентов на направлениях, связанных с программированием, довольно много целеустремлённых и сознательных людей — уже в школьные годы они вложили в выбор специальности много времени и усилий. Это вызывает уважение.

С другой стороны, в университете эти студенты проходят серьёзную проверку на прочность — многие задания здесь объективно сложные. И каждый раз, когда ты видишь, что студент, который ошибался, у которого что-то не получилось, не опускает руки, а продолжает снова и снова биться с задачей, пока в конце концов не побеждает её — ты испытываешь восторг и радость, что ты причастен ко всей этой истории. Кроме того, для меня оказалось приятным открытием, что во многих аспектах студенты моего родного вуза ничем не уступают московским.

Я работаю в отделе машинного обучения в персональных сервисах Яндекса, где занимаюсь обучением и внедрением моделей. В частности, я занимался задачами по классификации писем в почте и борьбой со спамом.

Преподавание всегда было важной частью моей жизни. Я начал преподавать в 11 классе, принимая задачи у младших школьников на Малом мехмате. В студенческие годы я помогал младшекурсникам и репетиторствовал, поэтому мысль о преподавании всегда была у меня в голове. Сейчас я преподаю программирование и алгоритмы первокурсникам ФКН.

Подготовка к парам для меня — это чаще всего подбор задач и тем, о которых хочется рассказать студентам. Специально преподавать я не обучался — просто я прекрасно помню, как сам изучал этот материал и как я хотел бы, чтобы мне его рассказали. Я думаю, что так или иначе преподавание будет в моей жизни всегда. Это не то хобби, от которого можно так просто отказаться.

Кроме того, знание алгоритмов и тонкостей языков программирования в принципе полезно. Конечно, это не приведет к взрывному карьерному росту, единичное применение какого-то хитрого алгоритма не даст тебе повышение, как и отладка программы за пять минут вместо получаса, но всё вместе это делает тебя лучшим специалистом и повышает твои шансы на повышение.


Однокурсник из ШАД рассказал мне о возможности преподавать на ФКН: так я и стал учить студентов алгоритмам и C++. К парам я готовлюсь по-разному. Самый банальный вариант — это прорешать семинарские задачи и подумать над тем, как я буду объяснять их решения студентам: на чем надо будет сделать акцент, какую базу необходимо будет напомнить и т. д. Сложнее всего придумать интересный формат семинара. По моему опыту студенты не хотят слушать скучные лекции — им нравится делать что-то самим, писать вместе код и решать задачи, я же стараюсь лишь контролировать процесс. На семинарах по C++ я стараюсь геймифицировать тему. Мне нравится, когда можно запустить программу и управлять человечком на экране, который стреляет в монстров. 

Преподавание для меня — это отдых после основной работы: с ним жить интереснее и веселее. Я начинал еще с решения контрольных на первом курсе, помогал однокурсникам готовиться к экзаменам. Затем я несколько лет работал репетитором у школьников и студентов. Сейчас я преподаю уже два года и не собираюсь останавливаться. Конечно, студенты все разные, но меня всегда поражало, какие в своем большинстве они активные и умные.

Моя работа связана с бэкендом и программной инженерией: сейчас мы делаем ботов, которые торгуют криптовалютой.

Когда я был студентом, я уже хотел преподавать — тогда я пользовался возможностью быть ассистентом и помогать другим. В частности, мне удавалось проводить очные групповые консультации для студентов, которые по формату отдаленно были похожи на пары, а сейчас я преподаю вещи, связанные с программированием: C++, алгоритмы, АКОС (архитектура компьютера и операционные системы).

Подготовка к парам может отличаться в зависимости от обстоятельств. Если у меня есть полное понимание, как нужно проходить материал, то я просто иду по плану. Если я чувствую неопределенность, то выписываю на листке пункты, которые обязательно должны быть затронуты в семинаре. Это могут быть задачи, темы, теоремы, факты или какие-то узкие кейсы. 

Помимо обязательной программы на семинаре может происходить импровизация. Обычно я иду по плану и с какой-то периодичностью прощупываю «пульс» аудитории. Если все легко и весело, то продвигаемся дальше. Если кто-то начал выключаться из процесса, или все перестало казаться очевидным, то это явный знак, что тут можно остановиться и дать всем время справиться с трудностями. Может быть, надо сделать шаг назад, повторить какие-то факты из лекции, потратить время на построение какого-то фундамента для последующих шагов в материале. Тем не менее, я постоянно сверяюсь со своим изначальным списком, чтобы не пропустить ничего важного.

Перед тем как начать преподавать, я попросил своего учителя по программированию дать мне совет, как готовиться к парам. Он сказал, что единственный способ — это пробовать, и я с ним согласен. Преподавание — это то место, где можно отдохнуть от работы и встряхнуть свои мозги, а подготовка к занятиям выводит знания на максимум. Даже в рабочих аспектах это помогает эффективнее решать задачи. Кроме того, у нас на факультете крутое студенческое сообщество, что для меня является одной из причин, зачем нужно «ввязываться» в преподавание.

обсудить

©  Популярная Механика