Научно-технический музей истории трактора (г.Чебоксары)

%D0%A2%D1%83%D1%80.jpg

Развитие отечественного тракторостроения достигло такого уровня, когда необходимо не только двигаться вперед, но и бережно сохранять реликвии, рассказывающие об этапах становления отрасли. Идея открытия в Чебоксарах Научно-технического музея истории трактора принадлежит Президенту «Концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину.

Этот уникальный и единственный в своем роде в России музей, являющийся негосударственным учреждением культуры, призван содействовать техническому просвещению и образованию широких слоев населения. Экспозиция музея, которая разместится на площади более 1,5 тысяч кв. м, даст полное представление об истории становления и развития российского и мирового тракторостроения. Фонды музея формируются не только из документов, макетов тракторов, фотографий, что само по себе уже ценно, но и подлинных образцов тракторной техники отечественного и зарубежного производства, эксплуатировавшихся как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

   Экспонаты разместились на двух площадках: открытой и закрытой. Здесь представлены колесные, гусеничные, промышленные, трелевочные тракторы. Уже завезены и размещены в музее 18 машин. Это «Фордзон-Путиловец», выпускавшийся с 1924 по 1933 годы на ленинградском заводе «Красный Путиловец». Во второй половине 20-х годов прошлого века это был самый распространенный в стране сельскохозяйственный трактор, заменивший лошадей с сохой. Именно с него началась механизация ручного крестьянского труда в советской России. В 1934 году ему на смену пришел трактор «Универсал» того же завода. С него в отечественном тракторостроении началась эра выпуска пропашных тракторов. Трактор с керосиновым двигателем и металлическими колесами был первой отечественной продукцией, экспортируемой за границу.

   В 30-х годах возникла необходимость в создании массовых гусеничных сельскохозяйственных тракторов и транспортных тракторов-тягачей. Специалисты Сталинградского тракторного завода совместно с учеными Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ) разработали унифицированную модель сельскохозяйственного и транспортного трактора.

Модели тракторной техники  Ford…Fordson 1917_p1Fordson Major…   Froelich 1894_p1Hart-Parr No3 1903_p1Holt 1910_p1   International…Ivel military…LTZ-60A_p1   LTZ-60AB_p1Mercedes…New Idea Uni…   VTZ30SCH_p1VTZ-2027_p1VTZ-2032A_p1   VTZ-2048A KO_p1VTZ-2048A_p1VTZ -2048A_p1   ВТЗ-45…ДТ-54ДТ-75   К-700КД-35ЛТЗ-55 А ЛТЗ-95…ЛТЗ-155ЛТЗ-155 (3)_p1   Мини-тр…Мотобл�…МТЗ1221   МТЗ-2МТЗ-50 (52)МТЗ-82…  МТЗ-100, МТЗ-102Пахотн�…Пахотн�…   Пахотн�…Пахотн�…Пахотн�…   Пахотн�…Русски�…Самохо�…   Самохо�…Стекло�…Т30–69_p1   Т30–69_p2Т-4Т-25А Т-28 13 Т-28 ВТЗТ-38 М Т-40 АТракто�… Тракто�…Тракто�…Тракто�… Тракто�…Тракто�…Тракто�… Тракто�…Тракто�…Трактор Т-74 Тракто�…Тракто�…Трелев�… Трелев�…Универ�…Универ�… ФордзонХТ3 -7ХТЗ-2511Четра-9_p1    Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных  тракторных заводов. Были построены: Сталинградский тракторный завод — в 1930 г. (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод — в 1931 г. (тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод — в 1933 г. (гусеничные тракторы С-60). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства.

   В годы Великой Отечественной войны выпускалась не только военная техника, в частности был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы тракторные заводы появились в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре. За сто лет развития отрасли тракторы из громоздких неповоротливых машин, требующих большого количество топлива и немалых человеческих усилий, превращались в мобильные средства, без которых немыслима ни одна отрасль народного хозяйства. Из сельского хозяйства трактор перебрался в промышленность. В конце прошлого века столица Чувашии стала столицей промышленного тракторостроения. В начале 70-х годов началось строительство  одного из крупнейших тракторных заводов мира. В 1975 с конвейера Чебоксарского завода промышленных тракторов (ныне ОАО «Промтрактор») сошел первый трактор Т-330. Тяжелая бульдозерно-рыхлительная и трубоукладочная техника Промтрактора, ведущего предприятия Концерна «Тракторные заводы», успешно работает на предприятиях топливно-энергетического комплекса, в золотодобывающей, нефтегазовой, угольной, горнорудной отраслях, строительной индустрии и дорожном хозяйстве. И эта страница нашей истории тоже найдет свое отражение в залах нашего музея. Каждый экспонат музея трактора уникален, в том числе и привезенный из-за океана «Мак-Кормик», выпущенный в 1936 году в Чикаго. Посетители музея смогут не только увидеть воочию американский трактор, но и потрогать его руками. Американская техника по праву занимает почетное место в экспозиции музея, потому что именно она дала в свое время толчок развитию российского машиностроения.

   После победы Октябрьской революции страна остро нуждалась в сельскохозяйственной технике, но о разработке собственного образца из-за отсутствия опыта и недостатка времени не могло быть и речи. В то время самым распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Его и решили поставить на серийное производство. Для этого шесть новых тракторов разобрали до последнего винтика и тщательно обмерили все детали, а затем перенесли на чертежи. Испытав детали на твердость и проведя металлографический и химический анализы, подобрали соответствующие материалы и установили технологию изготовления. Работу провели настолько качественно, что когда завод стал получать из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с нашими. Более того, технология производства на «Путиловце» в некоторых случаях оказалась даже совершеннее американской.

   Этот факт вовсе не означает, что наши инженеры умели только копировать чужие изобретения. История русского тракторостроения ведет отсчет с 1879 года, когда крестьянин из Саратовской губернии Федор Абрамович Блинов получил патент на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция стала прародителем современных тракторов с гусеничным ходом. Наше время тоже щедро на талантливых людей, нужно только создать для них условия, терпеливо их выращивать. И этому будет способствовать наш музей.

   Федеральный исследовательский испытательный центр машинострения передал в дар музею истории трактора 9 уникальных образцов колесных и гусеничных тракторов, являющихся памятниками науки и техники. Специалисты Концерна сейчас реставрируют эти тракторы: «ХТЗ-7» 1950 года выпуска, «Т-28», выпущенный в 1958, известный как «Владимировец», трактор-макет «А-45А», «Универсал-2», «ДТ-20» и др. Первый чебоксарский бульдозер Т-330, современные тракторы  Т-75 М, КМЗ 012 уже заняли свои почетные места  в экспозиции музея.

   Руководство Концерна поставило перед нашим музеем амбициозную задачу — собрать самую большую в мире коллекцию макетов, моделей и образцов тракторов. Это важно для развития всего Концерна, потому что движения вперед невозможно без хорошо изученного накопленного опыта предыдущих поколений тракторостроителей. А потому мы приветствуем предоставление музею любой полезной информации, документов и экспонатов, проливающих свет на историю тракторостроения.

   Современный музей не мыслим без применения информационных технологий, поэтому после знакомства с экспозицией посетители смогут посмотреть видеофильмы, поработать в мастерской. Желающие смогут совершить экскурсию по сборочному конвейеру «Промтрактора».

   Музей — это не просто хранилище предметов и документов. Он призван быть еще и научно-исследовательским центром, при нем непременно должен действовать учебно-консультационный центр по обучению специалистов, занятых в производстве и промышленной эксплуатации тракторной техники. Одна из его задач — пропагандировать и популяризировать научно-технические знания и достижения тракторостроения. Ресурсы нашего музея должны быть задействованы для подготовки инженерно-технических кадров. Вместе с вузами и колледжами машиностроительного профиля на музейной базе необходимо разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы. Практиковать проведение семинаров, круглых столов, курсов повышения профмастерства. Планируется активно привлекать к сотрудничеству преподавателей и студентов технических факультетов вузов и ССУЗов.

   Важно, что посетителями музея будут не только взрослые люди, но и дети, которым интересно разобраться, как устроен тот или иной механизм, познакомиться с принципом его работы. Сюда можно будет прийти всей семьей. И не исключено, что интерес к технике, который заложен во многих мальчишках, благодаря музею сможет развиться и дать стране новых кулибиных. Ведь именно с изобретения в 1791 году трехколесной «коляски-самокатки» знаменитым механиком-самоучкой Ивана Петровича Кулибина началось развитие самодвижущейся техники.

   Чебоксарцы накануне празднования Дня машиностроителя на базе музея истории трактора провели первый конкурс создателей самодельных тракторов «Кулибин XXI века». Конкурс умельцев вызвал небывалый интерес среди изобретателей республики. Оригинальными взглядами на современное транспортное средство поделились около тридцати кулибиных.  Решено сделать этот конкурс традиционным, чтобы в нем участвовали не только специалисты Концерна. И кто знает, возможно, именно предприятиям Концерна придется выпускать новые модели тракторов, предложенные мастерами-самородками.

   Еще одна задача нашего музея — консолидация «музейных» сил. В стране несколько корпоративных музеев, где хранится немало ценной информации о тракторах, доступ к которой имеют только работники предприятия. Не потому что она засекречена, а потому что так сложилось. Некоторые специалисты ошибочно полагают, что это никому не интересно, кроме как тех, кто причастен к тому или иному предприятию. Но бывает, что маленькая деталь, выставленная в большой экспозиции, дает возможность посмотреть на историю под другим углом зрения, пробуждая техническую мысль. Потому идеей всеобщей технической образованности, которую призван нести в массы музей истории трактора, обязаны проникнуться работники всех подразделениях Концерна.

Директор Музея истории трактора Альберт Сергеев,  trackmuseum.ru  

©  Ноосфера