Научно доказано — работать зимой надо меньше
Циркадные часы — это концепция, которую ученые используют для измерения нашего внутреннего ощущения времени. Данный 24-часовой таймер определяет, когда организм хочет засыпать и когда — просыпаться. «Организм любит делать эти вещи синхронно с внутренними часами, которые являются главным регулятором того, как наше тело и поведение соотносятся с циклом солнца», — объясняет Мюррей.
Существует огромное количество гормонов и других химических веществ, участвующих в регулировании внутренних часов, а также множество внешних факторов. Наиболее важным является солнце и расположение на небе. Фоторецепторы глаз, известные как ipRGC, особенно чувствительны к синему свету, вследствие чего идеально подходят для калибровки циркадных часов. Есть доказательства того, что эти клетки играют решающую роль в регулировании сна.
Эволюционная ценность этого биологического механизма состояла в том, чтобы способствовать изменениям в нашей физиологии, биохимии и поведении в зависимости от времени суток. Данная функция есть у всех живых существ на Земле. Учитывая длину дня, механизм подготавливает организмы к сезонным изменениям поведения, таким как размножение или спячка.
Хотя исследований, посвященных тому, будем ли мы лучше себя чувствовать при большем количестве времени, отводимом на сон зимой, не проводилось, существоет немало доказательств того, что это именно так и есть. «С теоретической точки зрения сокращение времени естественного освещения по утрам зимой должно способствовать тому, что мы называем фазовой задержкой», — говорит Мюррей. Задержка фазы означает, что наши циркадные часы заставляют нас просыпаться позже зимой. Именно поэтому мы все чаще откладываем звонок будильника с приходом зимы, давая себе поспать еще хотя бы 5 или 10 минут.