Нашествие виртуальных мобильных операторов
Поиск
Написать
Войти
Уведомлений пока нет
Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто
{ «author_name»: «Антонина Самсонова», «author_type»: «self», «tags»: [»\u0442\u0435\u043b\u0435\u043a\u043e\u043c»], «comments»: 2, «likes»: 1, «favorites»: 0, «is_advertisement»: false, «section_name»: «blog», «id»:»31254», «is_wide»:» }
Руководитель проекта Banki.ru Антонина Самсонова рассказывает о том, что такое MVNO и как будет развиваться это направление в ближайшем будущем.
В избранное
В избранном
На прошлой неделе произошли сразу два знаковых события: 11 декабря оператор Tele 2 запустил конвейер виртуальных операторов, а 13 декабря начал работу «Тинькофф Мобайл». Опять же на частотах Tele 2. Похоже, всё идёт к тому, что виртуальных операторов скоро станет много. А это хорошо или плохо?
Такие разные виртуальные операторы
Виртуальный оператор (он же MVNO — Mobile Virtual Network Operator) — это мобильный оператор, работающий под своим брендом, но на мощностях другого, реального оператора.
Это очень удобная бизнес-модель: не нужно вкладываться в строительство сети, не нужно биться за частоты. Зато можно набирать абонентов, получать ценную информацию о них (расходы, перемещения, SMS, звонки, поведение в интернете и так далее), да и тарифы можно сделать даже дешевле, чем у оператора реального — MVNO покупают трафик оптом со скидкой.
Самыми дорогими проектами являются виртуальные операторы, работающие по модели Full MVNO. Они очень похожи на операторов реальных с тем только отличием, что не выстраивают сеть (хотя и такие активности могут быть, просто в небольшом объёме).
Но все остальные функции они берут на себя. На российском рынке долгое время и довольно успешно по модели Full MVNO работал только оператор Yota. А с 13 декабря на нашем рынке появился ещё один «полный» виртуальный оператор — «Тинькофф Мобайл».
Но чаще всего виртуальные операторы работают по модели Light MVNO, когда практически вся инфраструктура арендуется у «материнского» оператора. Существует ещё масса промежуточных вариантов. На каких сегментах работают такие операторы?
Чаще всего это нишевые истории, рассчитанные на определённую группу абонентов. Это могут быть операторы для приезжих (SIM SIM, Aiva и так далее) или туристические карты, работающие одновременно не с одним, а с несколькими операторами, обеспечивая таким образом своим абонентам выгодные условия.
Еще один вариант — виртуальный оператор как дополнительная услуга для повышения лояльности клиентов и сбора ценной операторской информации.
Именно поэтому банки сейчас активно идут на этот рынок. Наличие собственного оператора может стать неплохим конкурентным преимуществом и позволит повысить эффективность маркетинга за счёт анализа и применения операторских данных.
Больше выбор, больше конкуренция. Клиентам — одна польза. Но так ли это?
Подводные камни
До выхода на рынок конвейера виртуальных операторов от Tele 2 создание MVNO было делом нетривиальным, потому их было не так уж и много. При этом, с точки зрения создания Full MVNO сейчас мало что поменяется.
Это процесс затратный, долгий и вряд ли стоит ожидать появления огромного количества желающих запустить своего «полного» оператора. А вот более простые виртуальные операторы могут начать плодиться, как грибы после дождя.
И, привлекая пользователей, могут давать очень выгодные условия и, может быть, даже немного прогнуть по ценам «большую четвёрку». Но в этой схеме должны быть минусы. Можно предположить, какие риски несёт появление большого количества различных MVNO.
- Утечка информации. Что получает оператор? Ценную информацию об абоненте: кому звонит, на что тратит, где бывает. И эта информация может быть очень интересна сторонним компаниям. Поэтому некоторые, не очень добросовестные MVNO могут начать эту информацию продавать. И тут речь идёт не о случайных утечках, как в случае с «большой четвёркой», а о планомерной продаже данных.
- Оператор может просто исчезнуть. На волне бума новой услуги, MVNO будут активно создаваться. Но выживут не все. Многие уйдут с рынка. Большой вопрос:, а что будет с их абонентами после этого? Ведь SIM-карта — это общение, контакт, привязанные банковские карты, услуги и приложения. Куда обращаться такому абоненту в случае закрытия его MVNO? К «материнскому» оператору? Похоже, некоторое время на рынке будет царить некоторый бардак, что, возможно, потребует изменения законодательства и инициатив регулирующих органов.
- Оператор-мошенник. И такое тоже может быть. Фактически, для оператора ничего не стоит сделать дубликат SIM-карты и получить доступ к вашим счетам. Поэтому, выбирая MVNO, нужно не только искать выгодные условия, но и смотреть на бренд и историю компании. Компания с сильным брендом, например, банк, вряд ли будут рисковать репутацией. А вот неизвестные компании — вполне.
- Перенасыщение SIM-картами. Уже сейчас у нас на руках много SIM-карт: в телефоне, планшете, других устройствах. И скоро ситуация может стать ещё хуже: люди будут брать выгодные «симки» от MVNO, а потом забывать их закрывать. А счет — это деньги, могут возникать задолженности. На банковском рынке эту ситуацию мы уже проходили. Возможно, увидим её и на рынке телекома.
Что-то будет
К выходу на рынок большого количества новых операторов игроки и эксперты относятся осторожно. Операторы «большой тройки» предпочитают наблюдать за развитием ситуации, но, при необходимости, готовы поучаствовать в создании новых MVNO.
Сам Tele 2 рассчитывает заметно расширить абонентскую базу за счёт виртуальных операторов и даже планирует вывести на рынок в качестве MVNO пару иностранных игроков.
А вот потенциальные абоненты виртуальных операторов, за исключением любителей всего нового, журналистов и тестировщиков, которым по штату положено разбираться в новинках, пока относятся к нововведениям осторожно.
Что ж, как и в любой другой ситуации, время покажет, насколько выгодны для рынка и потребителя MVNO. А мы будем активно следить за ситуацией. Интересно же.
Что такое «Тинькофф Мобайл»
«Полного» виртуального оператора «Тинькофф Мобайл» собрали в рекордные сроки, всего за шесть месяцев. Ядро сети нового оператора, ключевую инфраструктуру, а также проектирование и настройку оборудования и ПО выполнила компания «Инфосистемы Джет».
Работает оператор, как и его конкурент из «Сбербанка» «Поговорим», на сети Tele 2. Правда, география у «Тинькофф Мобайла» на запуске шире: у «Поговорим» только Санкт-Петербург и область, у «Тинькофф Мобайла» — Москва и Санкт-Петербург с областями.
Хороший «Тинькофф Мобайл»
Как у любого продукта, у нового MVNO есть плюсы и минусы. Начнём с хорошего:
— Конструктор тарифов. Как и YOTA, «Тинькофф Мобайл» предложил абонентам самим выбирать количество трафика в тарифе. При этом можно вообще не покупать «голос» или «интернет».
— Безлимитный интернет-трафик. Да, он вернулся. И «Тинькофф Мобайл» даёт своим абонентам такую опцию.
— Удобное приложение. Настроить тариф, посмотреть условия в роуминге, получить помощь — всё в одном приложении.
— Выгодный роуминг. «Тинькофф Мобайл» делает ставку на технологичность приложения и роуминг. Условия в роуминге, например, для Европы действительно очень достойные.
— Схема доставки SIM-карты почти полностью повторяет схему с банковскими картами: заявка; представитель компании привозит «симку» и фотографирует паспорт; установка SIM-карты и приложения. При этом, если нет желания встречаться с представителем, есть три точки в Москве и одна в Санкт-Петербурге, куда можно лично явиться за «симкой». В остальном процесс тот же.
Плохой «Тинькофф Мобайл»
И на солнце бывают пятна, и весьма заметные.
— Это дорого. Да, выгодный роуминг. Да, единые тарифы по России. Но если сравнить с тарифами «материнского» Tele 2, то трафик в среднем стоит почти в два раза больше. Да, это немного смягчается тем, что первый платёж «Тинькофф» удваивает. Но только первый. То есть потестировать можно, а дальше? Взять второй «симкой» и использовать только в роуминге?
— Есть «детские болезни»: несколько неочевидная настройка при первой установке SIM-карты, шероховатости в приложении. Олег Тиньков на презентации оператора говорил об этом и обещал устранить все проблемы в первом полугодии 2018 года. Что ж, поживём — увидим.
— Многие критикуют выбор «материнского» оператора. Если в Санкт-Петербурге Tele 2 реально «летает», то в Москве пока ещё жалуются на покрытие и качество. Но нужно отдать должное московскому Tele 2, сеть развивается огромными темпами и даже по некоторым параметрам начинает опережать «большую тройку».
#телеком
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
на push-уведомления
[ { «id»: 1, «label»:»100%×150_Branding_desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «ezfl» } } }, { «id»: 2, «label»:»1200×400», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «ezfn» } } }, { «id»: 3, «label»:»240×200 _ТГБ_desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fizc» } } }, { «id»: 4, «label»:»240×200_mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «flbq» } } }, { «id»: 5, «label»:»300×500_desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «ezfk» } } }, { «id»: 6, «label»:»1180×250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «h», «ps»: «bugf», «p2»: «ffyh» } } }, { «id»: 7, «label»: «Article Footer 100%_desktop_mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet», «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fjxb» } } }, { «id»: 8, «label»: «Fullscreen Desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fjoh» } } }, { «id»: 9, «label»: «Fullscreen Mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «auto_reload»: true, «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «bugf», «p2»: «fjog» } } }, { «id»: 10, «disable»: true, «label»: «Native Partner Desktop», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «clmf», «p2»: «fmyb» } } }, { «id»: 11, «disable»: true, «label»: «Native Partner Mobile», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «g», «ps»: «clmf», «p2»: «fmyc» } } }, { «id»: 12, «label»: «Кнопка в шапке», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «p1»: «bscsh», «p2»: «fdhx» } } }, { «id»: 13, «label»: «DM InPage Video PartnerCode», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet», «phone» ], «adfox_method»: «create», «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «pp»: «h», «ps»: «bugf», «p2»: «flvn» } } }, { «id»: 14, «label»: «Yandex context video banner», «provider»: «yandex», «yandex»: { «block_id»: «VI-223676–0», «render_to»: «inpage_VI-223676–0–158433683», «adfox_url»:»//ads.adfox.ru/228129/getCode? p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=» } }, { «id»: 15, «label»: «Плашка на главной», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «desktop», «tablet», «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «p1»: «byudx», «p2»: «ftjf» } } }, { «id»: 16, «label»: «Кнопка в шапке мобайл», «provider»: «adfox», «adaptive»: [ «tablet», «phone» ], «adfox»: { «ownerId»: 228129, «params»: { «p1»: «byzqf», «p2»: «ftwx» } } } ]
© vc.ru