Нашествие: кролики-убийцы и другие инвазивные виды
Глобальная инвазия
Естественные ограничения сдерживают столь же естественное стремление любого организма к максимальному размножению и расселению. Но человек оказался новым фактором, разрушающим этот баланс. Он все быстрее перемещается по планете, преодолевая преграды в виде горных цепей и океанов, пустынь и тундры, и — вольно или невольно — переносит и попутчиков. Не встречая на новом месте заметного сопротивления, организмы могут стремительно размножаться, становясь агрессорами и разрушая локальные экосистемы.
Успешно конкурировать с аборигенами инвазивным видам помогает способность жить в широком диапазоне условий и питаться разнообразной пищей. Особое преимущество дают токсины, к которым местные конкуренты не успевают выработать противоядия. Проблема борьбы с ними состоит еще и в том, что масштабные попытки их уничтожить и «вернуть все как было» чреваты не меньшей опасностью, чем само появление чужеродных организмов в новой среде. Яды? Они поражают целые группы животных и растений без разбора. Естественные хищники? На новом месте и они нередко переключаются на местных, более доступных жертв.
Остановить вторжение инвазивных видов, в общем-то, невозможно, история великого противостояния австралийцев и кроликов — яркое тому подтверждение. Их победный марш можно лишь замедлить, но для этого в битве должен участвовать каждый из нас. Во многих странах публикуются списки инвазивных организмов, с описаниями и фотографиями. Нашедшим новый потенциально опасный объект стоит сообщить о нем ученым (в России такой проект действует, например, для борщевика Сосновского) — в «штаб» борьбы с инвазией. Помнить о рисках, которые несет с собой любое распространение чужеродных видов. Призывать власти к принятию научно обоснованных и серьезных мер. В конце концов, самый успешный и опасный инвазивный вид — это человек, а значит, у нас есть шансы взять остальных под контроль.