Наша галактика деформируется. И вот почему

Изначально ученые предполагали, что Млечный Путь представляет собой плоский диск с двумя спиральными рукавами, расположенными вокруг центральной перемычки. Но измерения, проведенные с середины XX века, показали неожиданные изменения его формы.

Основные искажения происходят на границах нашей галактики, где некоторые области сгибаются вниз, а другие выпячиваются вверх, придавая Млечному Пути вид раздавленного сомбреро. Компьютерное моделирование может наконец раскрыть причину такого явления: предполагается, что загадочное событие потревожило невидимый ореол темной материи в нашей галактике и нарушило его структуру. Об этом сообщает Space.

Темная материя составляет 85% материи Вселенной. Поскольку темная материя не взаимодействует напрямую со светом, она совершенно невидима. Однако ученые могут наблюдать ее гравитационное воздействие на окружающую среду. Темная материя заявляет о своем присутствии, ускоряя звезды до необъяснимых скоростей, когда они вращаются вокруг галактических центров, и искажая далекий звездный свет. Именно она придает форму галактическому гало Млечного Пути.

Галактика Млечный Путь деформируется.
Галактика Млечный Путь деформируется.Источник: Robert Gendler/ESO

Галактическое гало — это огромная сфера звезд, которые плавают в пространстве, окруженном темной материей, за пределами спиральных рукавов Млечного Пути. В 2022 году астрономы провели исследование этого региона с помощью космического аппарата «Гайя», принадлежащего Европейскому космическому агентству. «Гайя» составляет карту позиции и движения примерно 2 миллиардов звезд Млечного Пути. Анализируя данные от аппарата, ученые обнаружили странные смещения звезд, находящихся в галактическом гало.

Ученые провели компьютерное моделирование, чтобы понять, как несбалансированное звездное гало может влиять на гало темной материи, в котором оно находится. Они создали модель молодой галактики, подобной Млечному Пути, с гало темной материи, наклоненным на 25 градусов относительно ее диска. В течение 5 миллиардов лет моделирования исследователи обнаружили, что созданная ими галактика очень похожа на нашу.

Ученые указывают, что темное гало, которое окутывает нашу галактику, может быть наклонено в том же направлении, что и галактическое гало. Это явление может вызывать искривление и расширение галактического диска с аналогичной амплитудой и направлением, которые наблюдаются в реальных данных.

Причина, по которой темная материя вокруг нашей галактики вышла из равновесия, не ясна, но моделирование исследователей предполагает, что всему виной гигантское столкновение с другой галактикой. Это событие могло привести к тому, что гало темной материи наклонилось вверх на целых 50 градусов, а затем медленно опустилось до нынешнего угла в 20 градусов.

Кстати, недавно ученые впервые взвесили гало темной материи древних галактик. Оно в 10 триллионов раз превышает массу Солнца. Смотрите, чем еще может удивить космос:

25фотографий

Концовки игр 90-х, которые видели немногие