«Наш главный конкурент — собственные решения компаний»

Новая глава сервиса по организации мероприятий TimePad Ольга Верещагина о развитии рынка, конкуренции и проблемах в регионах.

В начале августа 2017 года сервис для организации мероприятий TimePad возглавила Ольга Верещагина, занимавшая до этого момента должность коммерческого директора компании.

Новый руководитель рассказала, с чем связаны перемены, когда TimePad вышел на самоокупаемость и как повысить уровень организации мероприятий.

a28ac7ee9dbd12.jpg
Ольга Верещагина, фото — TimePad

Почему компания решила поменять генерального директора? Обычно это связано с новыми целями и новой стратегией бизнеса.

Наш бизнес постоянно растёт, и его центральной частью является коммерческая составляющая. Совместно с акционерами мы решили, что необходимо укрепить это направление и передать руль мне, так как до этого я работала коммерческим директором TimePad. Это логично укладывается в то, как мы развиваемся.

Ваше назначение повлечет другие изменения в командном составе компании?

В команде менеджмента никаких сильных изменений не происходит. Состав сохраняется тот же. Людмила Палова (бывший генеральный директор TimePad — vc.ru) перешла на должность финансового директора и теперь она курирует вопросы, связанные с бюджетом и бухгалтерией.

Сколько сейчас сотрудников в команде TimePad?

Нас чуть больше 40 человек. Половинах из них в разных ипостасях работает с клиентами. Около 10 сотрудников занимаются разработкой сервиса.

Порой наши партнеры удивляются, что такая небольшая команда занимается подобным сервисом. Но мы стараемся максимально автоматизировать все процессы.

Изменилась ли стратегия развития TimePad или цели проекта со сменой генерального директора?

Мы продолжим активно предлагать продукт, который подходит всему рынку организации мероприятий, начиная с тех клиентов, которые бесплатно зовут своих друзей на небольшие события, до гигантских конференций с несколькими тысячами участников.

Смысл TimePad в том, чтобы помогать связывать между собой организаторов и посетителей мероприятий. Компания снимает с организатора всю рутину — ему не надо тратить время на технические и бухгалтерские задачи.

Сколько мероприятий и билетов проходит через TimePad?

Ежемесячно через нас распространяется около 400 тысяч билетов. Если говорить про количество мероприятий, то каждый месяц создается 20 тысяч. Конечно, показатели колеблются от сезона к сезону. Например, для нас он совпадает с общепринятым — с сентября по май. Летом проходят в основном какие-то фестивали, а не бизнес- или образовательные мероприятия.

Вообще как много организаторов зарегистрировано в TimePad? И сколько пользователей у сервиса?

Число организаторов перевалило за 110 тысяч в августе. При этом постоянных посчитать сложно, так как через нас продают, например, ежегодные конференции. Но за последний год активность проявила 61 тысяча клиентов.

Количество пользователей, которые купили билеты или зарегистрировались через TimePad, превысило 12 млн человек.

74f1c34cca5b9f.jpg
Фото — TimePad

Какие организаторы получают больше всего заявок?

Это интересно и не имеет отношения к каким-то конкретным секторам. Самые популярные мероприятия у тех организаторов, которые работают со своей клиентской базой.

Приведете конкретные примеры?

У нас есть клиент-организатор необычных театральных шоу — Remote Moscow. Каждый год они создают новые интересные продукты для тех людей, которые к ним уже ходили.

В 2014 году TimePad привлек $1 млн от Target Global. Кто-то еще с тех пор инвестировал в компанию?

Нет, поскольку сейчас мы уже прибыльная компания, то инвестируем в развитие из собственной прибыли. Пока работаем в таком режиме, потому что в целом хватает.

В каком году TimePad сталь прибыльным? Раскрываете показатели?

В 2016 году. Все показатели раскрывать не буду, но могу сказать, что в 2016 году наш оборот превысил один миллиард рублей. В 2017 году мы планируем почти удвоить наши показатели.

Амбициозные планы. За счет чего TimePad зарабатывает? В предыдущем интервью vc.ru компания заявляла, что продажа билетов — не основной источник заработка, а фокус делается скорее на рекламе.

Сейчас наши основные продукты — это билетная система и регистрация участников на события. Помимо них есть каналы распространения информации о мероприятиях и другие рекламные инструменты. Например, мы выпускаем рассылку «Дайджест интересных событий», через которую информируем людей о чем-то интересном на неделе. Эти инструменты являются как платными каналами продвижения, так и бесплатными. Например, тот же дайджест, который составляет главный редактор.

Также на сайте TimePad есть активная баннерная сеть, которая полезна с учетом того, что у нас 2 млн посетителей в месяц.

На каком-то этапе развития TimePad рекламная модель действительно составляла более 50% от доходов, но её доля снизилась до 20%. Сейчас ядро бизнеса — билетная система, её доля составляет 70–80% и растет из года в год.

687fb550efb8db.jpg
Фото — TimePad

Какова комиссия при проведении платежей?

Это зависит от объема мероприятий. Чем больше организатор, тем меньше его расходы в процентном соотношении. Есть стандартные комиссии, но в них же заложены скидки, если растет оборот. Также у нас имеется ряд партнеров, которым мы предлагаем сниженную комиссию. Например, благотворительным организациям вне зависимости от оборота предоставляем максимальную скидку, а организаторы бесплатных событий пользуются платформой бесплатно.

То есть вы даете скидку всем, кто называет себя благотворительной организацией?

Это работает только с НКО, у которых мы можем проверить документы. Нужна гарантия, что это не кто-то просто представился благотворительной организацией, а есть возможность четко проверить, что эти люди собирают деньги на благие дела.

О доходах поговорили, а какие основные расходы TimePad?

В первую очередь, оплата платежных систем. Это действительно значимая часть. Расходы на персонал, потому что нам нужно поддерживать сервис и развивать его — для этого у нас большая команда разработки. Налоги тоже составляют значительную часть расходов.

Как вашей деятельности коснулись новые законы и государственные инициативы?

С июля этого года заработал закон об онлайн-кассах. Мы восприняли как наш долг подготовить техническое решение, которое поможет клиентам и будет автоматически отправлять все чеки покупателям, а данные — в налоговую. Это потребовало большой подготовки.

Сколько денег и времени потратили?

Мы не оценивали этот проект детально, так как значительная часть расходов касалась нашей внутренней работы. Частично наши разработчики сами писали «обвязку», но мы также взяли техническое решение, которое есть на рынке.

Готовиться к закону мы стали с начала 2017 года и сразу учитывали его в своих планах. Было понятно, что закон с 1 июля начнет работать вне зависимости от того, готов ли к этому рынок.

Какие-то еще были законодательные нововведения, которые затронули TimePad?

Да, изменения в 223 законе о «Персональных данных», который вступил в силу тоже 1 июля. Для нас было важно проверить и актуализировать всю документацию по работе с личными сведениями, потому что значительно возрастали штрафы. TimePad к этому тоже готовился с начала года и создавал рекомендации для партнеров. Мы предупреждали их о законе, чтобы они не получали впоследствие нежелательные штрафы, так как Роскомнадзор может активизироваться.

Как вы продвигаете собственную компанию? Удивлена, что ничего не услышала про расходы на маркетинг.

Когда есть хороший продукт и сервис, то многие клиенты приходят по принципу сарафанного радио. Большая часть — около 40% — узнает о TimePad от знакомых. 20–25% сталкиваются с нами в соцсетях. И есть отдельный сегмент — 20% — людей, которые говорят, что просто откуда-то нас знают, но не помнят откуда.

Наверное, регистрировали через вас как участники, а теперь пришли в качестве организаторов.

Да, может быть и так. Или от друзей слышали. Мы стараемся стать стандартом рынка, чтобы ни один организатор мероприятия не ломал голову, как ему получить данные о посетителях и отправлять письма с билетами и напоминаниями.

Есть какие-то новые функции, которые вы собираетесь добавить для организаторов?

Мы стараемся научить их лучшим практикам на рынке организации мероприятий. У TimePad есть собственный блог, в котором мы публикуем статьи, посвященные этой теме. Та же информация есть в наших социальных сетях. В конце сентября проведем для организаторов первое офлайн-мероприятие.

Сколько будет участников?

Это будет не очень большое мероприятие, в пределах ста участников. Это пока такой пилотный запуск.

Платное?

Да. В случае успеха мы планируем и дальше развивать это направление. Понятно, что мы не во всем являемся экспертами. При этом мы знаем, кого можно пригласить, чтобы поделиться опытом.

Это будет лекция или воркшоп?

Ближайшее мероприятие пройдет в партнерстве с «Командой+1» в виде конференции с участием экспертов рынка, а дальше мы планируем протестировать разные форматы.

Интересно, какие максимально подойдут для наших партнеров. Мы понимаем, что организатор, который знает весь спектр своих возможностей, становится наиболее успешным.

Какие вопросы часто волнуют организаторов?

Например, они не могут понять, есть ли возможность реализовать какие-то маркетинговые механизмы через TimePad. В ближайшее время мы запустим новую версию продукта с точки зрения внутренних интерфейсов для организаторов событий, чтобы можно легко найти наиболее популярные и полезные функции.

Как вы взаимодействуете со своими партнерами и клиентами?

Многие задачи для разработки вытекают из рекомендаций и потребностей клиентов. Мы стараемся пару раз в год обзванивать наиболее крупных, встречаться с ними, чтобы понять, на правильном ли пути мы находимся или надо что-то скорректировать? Самое главное в нашей работе — это то, что нужно клиенту.

Что нового TimePad предлагает посетителям?

Сейчас наш сервис помогает организаторам, но для посетителей мы стараемся сделать весь процесс приобретения билетов максимально безболезненным и незаметным.

Например, мы запустили решение для тех участников, которые хотят сохранить память о походе на то или иное образовательное мероприятие. Не все организаторы предоставляют специальное подтверждение посетителю. А мы даем диплом с подтверждением.

Участия?

Нет. Регистрации, потому что мы не можем гарантировать факт участия, но подтверждаем регистрацию. Есть люди, которым это важно. В какой-то мере это похоже на фан-билеты на Западе. Такие красивые билеты, которые можно сохранить и повесить на стенку. Это не техническая бумажка, а что-то на память.

Как вы оцениваете рынок продажи электронных билетов?

Я считаю, что мы работаем на растущем рынке. Это касается не только TimePad, но и всей сферы. Появляется всё больше пользователей, которым необходимо продавать билеты и регистрировать участников.

Также растет доля населения, которая пользуется банковскими картами. Речь не только о Москве, но и регионах, которые постепенно подтягиваются. Отличие между столицей и регионами с точки зрения использования карточек для платежей пока еще значительно. Этот фактор помогает нам и всему рынку расти.

Насколько активно TimePad продвигается в регионах?

Москва составляет у нас 50–60% всего оборота и всех мероприятий, которые через нас регистрируются. У Петербурга — тоже весомая доля. Регионы, в свою очередь, размазываются тонким слоем. Понятно, что есть города, где больше мероприятий. Например, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Сочи. Никаких вопросов и сомнений.

Но в целом регионы сильно отстают. Есть города с долями 0,5—1,5% от совокупного количества мероприятий.

Вы стараетесь исправить ситуацию?

Не могу сказать, что мы проактивно идем в регионы, но TimePad дает сервис и возможность пользоваться им из любой точки России. Стараемся сделать максимально простым старт, чтобы за несколько часов можно было подключиться к нам и начать работать.

Как вы думаете, с чем связана такая ситуация? В регионах активны собственные решения или влияет общий инновационный упадок?

В разных регионах по-разному. Где-то активны локальные игроки, а есть города, в которых просто проходит мало мероприятий. Сильно влияет и тот факт, что там меньше пользователей, которые оплачивают билеты банковскими картами. Вопрос решается, как правило, бабушкой в будке, которая продает билеты за наличные. Но в любом случае позитивные изменения есть.

Что TimePad делает с теми пользователями, которые боятся оплаты картой?

У нас есть возможность заплатить за билеты в салонах связи наличными. Мы сотрудничаем с «Евросетью», «Связным» и другими крупными игроками.

Собираетесь ли вы выходить на европейский рынок?

Мы сейчас сконцентрированы на разработке новых продуктов в России. Активных движений на рынок стран СНГ или Восточной Европы пока не планируем совершать.

Но к вам обращались зарубежные компании?

К нам периодически обращаются потенциальные партнёры, но пока мы не встретили игрока, с которым готовы идти на эти рынки.

Кто ваши главные конкуренты в России?

У нас есть один главный конкурент. Мы его называем «свое решение», которое разрабатывает сам организатор. Это может быть как решение, сделанное с привлечением программиста, так и на коленке собранная Excel-табличка или форма на сайте, данные из которой потом требуют ручной обработки.

Это самая сложная борьба. Мы сталкивались с ситуациями, когда организатор мероприятия сделал что-то свое, вложил в это средства, но ему неудобно пользоваться. Однако отказаться от решения сложно, потому что это инвестиции, и организатор продолжает, что называется, «есть кактус».

То есть «Яндекс.Афишу», «Рабмлер.Кассу» и Runet ID вы не считаете своими конкурентами?

«Яндекс.Афиша» — это скорее агрегатор, а «Рамблер.Касса» работает преимущественно с кино. Runet ID же регистрирует в основном на свои мероприятия.

Вы не пробовали у них «отнять» события для ИТ-специалистов?

Зачем? У нас ИТ-сегмент хорошо представлен.

Есть зарубежные сервисы, на которые вы ориентируетесь?

Наш технический директор внимательно следит за тем, что есть на рынке, с точки зрения технологических решений. Я уверена, что все наши топ-менеджеры подписаны на блог Eventbrite. Это огромный игрок в США и на мировом рынке. Естественно, мы равняемся на него и отслеживаем тенденции, учитывая это в своей работе.

Сколько TimePad еще нужно времени, чтобы стать, как вы говорите, стандартом рынка в России?

Я сейчас вспомнила, как в 2014 году все поняли, что планировать дальше, чем на один квартал, страшно.

Мы и сейчас на самом деле стандарт рынка, но я понимаю, что TimePad затрагивает пока не всех. Наша главная цель — в ближайшие пять лет обеспечить активное проникновение специализированных технологий для продажи билетов и регистрации, чтобы упростить жизнь как организаторам, так и участникам событий.

©  vc.ru