Наш человек в Голливуде. Ты должен знать его историю

Ему доверяла Анджелина Джоули, а мы знаем его уже 20 лет.

Что если я скажу, что с творчеством талантливого режиссера Тимура Бекмамбетова каждый из нас сталкивался задолго до появления в российских кинотеатрах культовых «Дозоров»?

Это видел каждый

bek_1

bek_21

Все просто. В далеких 90-х каждый из нас видел хотя бы один из рекламных роликов про всемирную историю от «Банка Империал», которые снимал наш сегодняшний герой Тимур Бекмамбетов. Думаю, многие до сих пор помнят эту ставшую классикой рекламу.

Для тех, кто забыл:

Стильные, качественные, запоминающиеся. Бекмамбетов задал высокую планку отечественной рекламе, которую до сих пор никому не удалось преодолеть. Закономерно, что после рекламного триумфа его заметили и стали доверять более серьезные проекты, в которых он смог полностью раскрыть свой киноталант.

Позже, вышедшие «Дозоры» и «Особо опасен» продемонстрировали тонкую работу Бекмамбетова и стали настоящим откровением для российского зрителя, ведь до этих картин ни один выходец из бывшего СНГ (Бекмамбетов родился в Казахстане) не делал ничего подобного.

Впрочем, обо всем по порядку.

«Дозоры» как шаг в высшую лигу

bek_22

bek_23

Массовый зритель узнал о Тимуре Бекмамбетове в далеком 2004 году после выхода на большие экраны блокбастера «Ночной Дозор». Для неизбалованных хорошими российскими фильмами зрителей появление такой масштабной фантастической картины стало лучом света во мраке откровенной бредятины, выпускаемой нашими кинокомпаниями. Это был прорыв. Россияне узнали, что в нашей стране тоже умеют снимать фильмы, по качеству не уступающие голливудским.

Неудивительно, что киноадаптация романа Сергея Лукьяненко установила рекорд кассовых сборов в России для того времени. Фильм заработал в прокате более 16 млн. долларов при бюджете в 4,2 млн.

На фоне западных блокбастеров «Дозоры» смотрелись предельно убедительно.

Это был первый проект в России, который замахнулся на конкуренцию с американскими фильмами. Но по содержанию он сделан абсолютно не по голливудским стандартам. «Дозоры» — это артхаусное кино, рефлексирующее по поводу конфликта между американским кинематографом, который ворвался тогда на наши экраны, и старым советским, который волновал наши души. В этом конфликте и есть суть «Дозоров». — Бекмамбетов

Фильм нравился узнаваемыми каждому россиянину живыми декорациями, отсутствием лоска в кадре и тем, что был сделан определенный акцент на патриотизм. Уставший от бандитских сериалов зритель при всей гнетущей атмосфере фильма получал удовольствие от увиденного фэнтезийного мира ведьм и вампиров. Да и одна мысль, что это своё, родное, грела душу.

Вышедший позднее сиквел «Дневной Дозор» при всем сюжетном хаосе (фильм практически не связан с книжным первоисточником) также понравился россиянам. В России сборы составили более 30 млн. долларов. Повторный успех работы Бекмамбетова окончательно утвердил его в качестве одного из талантливейших режиссеров на постсоветском пространстве.

Первый успех в США

bek_3

bek_24

«Ночным Дозором» заинтересовались американские продюсеры, киностудия 20th Century Fox приобрела права на всемирную дистрибьюцию фильма за пределами стран СНГ. В зарубежном прокате «Ночной Дозор» собрал около 34 млн.долларов. В то время это был грандиозный успех для российского фильма.

Сиквел также был не менее успешен (38 млн.долларов).

Две картины многократно окупившие себя в прокате и получившие положительные отзывы критиков открыли для Тимура Бекмамбетова двери в Голливуд. И он явно уже представлял, что он хочет снять и как.

Особо опасный боевик

bek_4

bek_28

Многомиллионный бюджет, звезды первой величины (Джоули, Морган, Макэвой), композитор Дэнни Эльфман и наш человек в режиссёрском кресле. Приятно, черт возьми!

По слухам, при подписании договора Джоули поставила условие: «Буду участвовать только в том случае, если Бекмамбетову как режиссёру позволят делать всё, что он захочет».

Снятый Бекмамбетовым в 2008 ураганный боевик «Особо опасен» при рейтинге R (ограничение до 17 лет) сумел заработать в мировом прокате свыше 340 млн.долларов! Картина окупилась уже на второй неделе проката. Успех, признание, деньги!

Любопытно, что все спецэффекты  «Особо опасен» полностью делались в России. И Бекмамбетов не раз акцентировал на этом внимание в интервью.

Все отмечают эмоциональность графики. Это такая поразительная вещь — компьютерная графика эмоциональна. Переход от живой картинки к графике — это вкус, культурные традиции. Даже машины когда считают изображение в России, они это делают с душой. Моменты черного юмора рождались в процессе съемок. Когда мы разрабатывали фильм, были и идеи говорящих банкоматов. Черный юмор — это когда жизнь черная, вокруг темно и драматично и страшно, юмор — единственное, что нас спасает, этот юмор и называется черным. 
 
Сколько в этих словах о России? Почти все. Драйвовый боевик, снятый в Америке, но с частичкой российской души. Тимур умеет.

Разноплановый киноспециалист

bek_5

bek_29

В отличии от многих режиссеров, Бекмамбетов не боится пробовать себя в разных жанрах. Он продюссировал вместе с Тимом Бертоном мультфильм »9», снимал продолжение всеми любимой новогодней комедии «Ирония судьбы», причастен к фантастическим ужасам «Аполлон 18», отечественному комиксу «Черная Молния» и великолепному «Хардкору». Он даже снимал клипы для Юлии Чичериной и концерт Linkin Park.

Отдельно выделю работу над фильмом «Елки». Бекмамбетов написал сценарий к картине, стал ее режиссером и продюсером, и в итоге она стала отличной новогодней кинофраншизой. Бекмамбетов доказал, что ему не нужны спецэффекты, чтобы снять достойное кино. Мастер.

Узнаваемый стиль Бекмамбетова

bek_6

bek_30

Сегодня Бекмамбетов практически единственный представитель российской (советской) киношколы в Голливуде. За рубежом его считают «своим». Даже вручили престижную награду как лучшему иностранному кинематографисту, а ведь до него наших соотечественником на кинопоприще почти не замечали. В чем секрет успеха?

Пожалуй, в том, что он всегда снимал кино в своем узнаваемом стиле, предлагая зрителю правильную подачу нужного количества тех или иных «ингредиентов».

Меня вдохновляет все, что удивляет: когда переворачиваются правила, когда переворачиваются понятия, когда фильмы поражают формой. Никогда не знаешь, что тебя удивит. Иногда удивляет самое обычное. Удивляет красота. Красота, в свою очередь, всегда связана с контекстом. Как в кулинарии: важен баланс компонентов, удачное сочетание сладкого, острого, соленого и жирного.  Много фильмов со спецэффектами — это как много острой пищи, в какой-то момент рецепторы уже не воспринимают привычное. — Бекмамбетов.

Что за хрень происходит в американском прокате?

bek_7

bek_31

В августе на экранах США вышла новая работа казахского кинодела — пеплум* «Бен Гур». Американская публика холодно приняла фильм, сборы пока не оправдывают вложений. В чем проблема?

* Пе́плум — жанр исторического кино, для которого характерно использование использование античных или библейских сюжетов.

Многие сравнивают работу Бекмамбетова с другой экранизацией романа Лью Уоллеса, которая в 1959 получила 11 наград «Оскар». Между прочим, столько же брали лишь Титаник (1997) и Властелин колец. Возвращение короля (2003).

Очевидно, что Бекмамбетов как режиссер-визуал не претендовал на титул лучшей киноадаптации романа Уоллеса. Он любит и умеет создавать буйство визуального мира и вжимать зрителя в кресло от происходящего на экране. Но американцы все равно будут сравнивать «Бен Гура» Бекмамбетова с легендой мирового кино. И в сложившейся ситуации это неизбежно.

Российский же зритель должен положительно оценить выходящий в нашей стране в начале сентября фильм. Сравнивать его нам попросту не с чем. Картина 1959 года в Советском Союзе не демонстрировалась в связи с тем, что ее сюжет привязан к событиям Нового Завета. Впервые фильм был показан на русском языке лишь в 1994 году, через 35 лет после премьеры!

Тупые бредовые комиксы российскому зрителю уже капитально достали, пусть их «кушают» американцы. У нас в стране любят исторические фильмы. Тот же бессмертный шедевр Ридли Скота «Гладиатор» для многих остается одним из любимейших картин на тему предательства, мести и Римского Колизея.

«Бен Гур» Бекмамбетова можно описать несколькими словосчетаниями: масштабность происходящего, ураганный экшен и убедительный Морган Фримен (как всегда).

Студия Paramount Pictures предоставила серьезный бюджет картине — около $100 млн. Серьезная цифра, чтобы снять по-настоящему грандиозное зрелище.

До выхода нового «блюда» от талантливого киношного «повара» Тимура Бекмамбетова остались считанные дни, ждем. Премьера «Бен Гура» в России состоится уже 2-го сентября.

©  iphones.ru