Найдены гены, которые указывают на разницу в мозгу мужчин и женщин

24.01.2022, 12:55
Новое исследование Медицинского факультета Стэнфордского университета, США, частично подтверждает гипотезу о том, что мозг мужчин и женщин работает по-разному. Ученые обнаружили 1000 генов, которые гораздо более активны у одного пола, чем у другого.
Екатерина Бельчикова
Найдены гены, которые указывают на разницу в мозгу мужчин и женщин

Эволюция все продумала, чтобы у каждого была своя зона ответственности

В рамках новой работы ученые изучали различия в мозгах мышей мужского и женского пола. Они исследовали области, которые, как известно, программируют поведение «оценка, знакомства, спаривание и ненависть».

Определенное поведение, например, восприимчивость самок к спариванию и материнская защита, помогает животным размножаться, а их потомству выживать. По словам исследователей, в дикой природе, вероятно, существуют различия, которые отражаются в мозге мужчин и женщин, чтобы у животных было больше возможностей защищать потомство.

Анализируя ткани, извлеченные из структур мозга грызунов, ученые обнаружили более 1000 генов, которые значительно более активны в мозге представителей одного пола по сравнению с представителями другого.

«Используя эти гены в качестве точек входа, мы определили конкретные группы клеток мозга, которые управляют определенным поведением, характерным для пола», — сказал автор исследования Нирао Шах, профессор психиатрии и поведенческих наук и нейробиологии.

У мышей проявляется типичное для пола социальное поведение, оно было заложено в мозг животных на протяжении миллионов лет эволюции. Самцы, например, быстро различают пол незнакомцев, посягающих на их территорию. А самки мышей проявляют скорее материнскую, чем территориальную агрессию, нападая на всех, кто угрожает их детенышам.

Однако в рамках работы ученые обнаружили не только гены, которые влияют на поведенческие особенности, но и те, которые являются установленными факторами риска развития заболеваний головного мозга.

Из 207 генов, которые известны как высокий риск развития расстройства аутистического спектра (в четыре раза чаще встречается у мужчин), исследователи определили 39 как более активные в мозге того или иного пола: 29 у мужчин, 10 у женщин. Они также определили гены, связанные с болезнью Альцгеймера и рассеянным склерозом, которые, как правило, чаще поражают женщин, чем мужчин. И их было больше у самок мышей.

Исследование также выявило более 600 различий в уровнях активации генов между самками на разных фазах их эстрального цикла (течка).

Авторы работы отмечают, что структуры мозга, на которых сосредоточились исследователи, являются общими для млекопитающих, включая людей. «Мыши — не люди», — сказал Шах. «Но, вероятно, аналогичные типы клеток мозга играют определенную роль и в нашем типичном для пола социальном поведении».