Найдено свидетельство формирования коричневых карликов как планет

0684091abfd76c1ff6cac4a0b107997a_ce_936x

Коричневые карлики ученые не могут однозначно отнести ни к планетам, ни к звездам. Дело в том, что в этих объектах могут идти реакции термоядерного синтеза легких элементов (дейтерия, лития, бериллия и бора), однако коричневые карлики не способны (из-за недостаточно высокой температуры) запустить реакцию превращения водорода в гелий и светиться долгое время подобно обычным звездам.

Каким же образом формируются коричневые карлики? Известно, что некоторые такие объекты путешествуют в космосе как планеты-сироты, что указывает, что они сформировались из межзвездных молекулярных облаков подобно звездам. Другие же коричневые карлики обнаруживали вращающимися вокруг звезд, в то время как у некоторых коричневых карликов даже планеты, вращающиеся вокруг них.

В новом исследовании специалисты решили изучить v Змееносца (ν Ophiuchi) — звезду, имеющую массу примерно в 2,5 раза больше солнечной и находящуюся на расстоянии 150 световых лет от нас. Вокруг нее вращаются два коричневых карлика.

Ученые исследовали лучевую скорость v Змееносца в течение 11 лет и обнаружили, что коричневые карлики вращаются вокруг звезды довольно странно: так, один из них совершает оборот вокруг звезды примерно за 530 дней, в то время как другой — за 3 185 дней. Таким образом, первый успевает совершать шесть оборотов вокруг v Змееносца, а другой за это же время — всего шесть.

Такая конфигурация, как отмечается, позволяет предположить, что данные объекты сформировать в протопланетном диске вокруг звезды — как планеты. По словам исследователей, это первое прямое свидетельство тому, что коричневые карлики способны образовываться таким образом. (При этом, разумеется, не все коричневые карлики должны сформировываться именно так.)

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; кратко о результатах сообщает портал New Atlas.