Найдена черная дыра промежуточной массы

Австралийские астрономы обнаружили черную дыру с массой в 55 000 солнечных. Это небесное тело промежуточной массы невероятно редкое и до сих пор подобных объектов астрофизики не находили.
Найдена черная дыра промежуточной массы

До сих пор исследователями всегда попадались черные дыры либо звездной массы, либо сверхмассивные объекты. Теперь ученые обнаружили яркий пример небесного тела промежуточной массы

В исследованиях черных дыр существует серьезный пробел, который касается массы этих объектов. Астрофизики на сегодняшний момент обнаружили много объектов такого типа, однако практически все из них можно отнести к двум категориям. Одни имеют массу, сопоставимую со звездой, а другие являются сверхмассивными гигантами в центрах галактик.

Исследователи долго охотились за черными дырами так называемой промежуточной массы, которые лежат в диапазоне между объектами звездной массы и сверхмассивными центрами галактик. Подобные небесные тела ученые уже находили, но их было довольно мало и по большей части их можно было отнести к черным дырам звездной массы. Но новая работа показывает, что во Вселенной существуют объекты, которые попадают прямо в промежуток между двумя крайностями.

Новую черную дыру исследователи обнаружили благодаря гравитационно-линзованному гамма-всплеску. Было замечено, что гамма-всплеск — вспышка высокоэнергетического излучения, — от пары слившихся звезд, имеет характерное «эхо». Это эхо оказалось вызвано черной дырой промежуточной массы, которая искривляет путь света при его движении к Земле, так что астрономы видят одну и ту же вспышку дважды.

Мощное программное обеспечение, разработанное авторами работы для обнаружения черных дыр при помощи данных гравитационных детекторов, помогло понять, что две вспышки являются изображениями одного и того же объекта. Ученые также подсчитали, что в непосредственной близости от нашей галактики может находиться около 46 000 черных дыр промежуточной массы. С новым программным обеспечением астрофизики надеются найти больше подобных объектов.

Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.